Джон и шоколадная фабрика

200-летняя история компании Cadbury, ставшей прообразом для всемирно известной сказки

Сегодня британская компания Cadbury — один из крупнейших производителей кондитерских изделий в мире. В свое время именно она вдохновила Роальда Даля на создание известной сказки «Чарли и шоколадная фабрика». В этом году компании исполнилось 200 лет. А начиналась ее история с небольшого магазинчика, торговавшего чаем, кофе и горчицей.

Фото: Jacob King / PA Images / Getty Images

Мастер горячего шоколада

Джон Кэдбери родился в 1801 году в семье квакеров — последователей протестантского направления, считающих, что в каждом человеке есть «внутренний свет», благодаря которому он способен сам непосредственно обращаться к Богу. Для квакеров не столь важны религиозные служения в церквях, сколько служение внутреннему свету. Как и многие квакеры, Джон, отучившись в школе, отказался от получения высшего образования или службы в армии в пользу собственного бизнеса.

Правда, 17-летнему юноше сначала пришлось пойти работать помощником торговца чаем в Лидсе. Собственную торговую точку он открыл шестью годами позже, в марте 1824 года, на Булл-стрит, в самом центре Бирмингема, по соседству с магазином тканей, который держал старший брат Джона Бенджамин.

В магазине Кэдбери продавались чай, кофе, хмель, горчица, а также какао и питьевой шоколад.

Шоколад в виде плиток в Британии в те годы не употребляли, только как горячий напиток. Его Джон готовил сам с помощью ступки и пестика. И из всего ассортимента товаров именно напиток пользовался наибольшей популярностью у посетителей магазина.

В 1831 году Джон решил расширить бизнес. Он приобрел склад неподалеку от магазина и оборудовал его под производство горячего шоколада и какао. Спустя десятилетие в ассортименте магазина будут уже 16 вариантов горячего шоколада и 11 — какао.

Тем временем по другую сторону Ла-Манша уже научились делать шоколадные плитки. Голландец Конрад ван Хаутен еще в начале века создал пресс, который позволял отжимать масло из тертого какао. В прессе оставался какао-порошок, который можно было легко разводить водой или молоком. В свою очередь, британец Джозеф Фрай догадался добавить какао-масло в шоколад, в результате чего тот затвердел.

Меланжер на заводе Cadbury в Борнвилле, 1892 год

Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images

Так появилась первая в мире шоколадная плитка. Производство привычного нам вида шоколада компания J. S. Fry & Sons из Бристоля начала в 1847 году.

Кэдбери узнал об изобретении Фрая и почти сразу воспользовался им. Его компания приобрела новый завод, где уже в 1849 году началось производство первого плиточного шоколада Cadbury. А в 1854 году компания Джона Кэдбери стала поставщиком шоколада и какао в королевский дворец. Это событие стало венцом карьеры Джона.

В 1850-е годы все более заметную роль в бизнесе стали играть сыновья Джона — Джордж и Ричард. Состояние здоровья самого Джона постепенно ухудшалось. В 1861 году, в возрасте 60 лет, он решил уйти на пенсию, передав бразды правления сыновьям. Теперь Джордж отвечал за производство, а Ричард — за продажи.

Джордж Кэдбери, 1888 год

Фото: Whitlock / Spencer Arnold / Hulton Archive / Getty Images

Все сладкое — детям

Именно Джорджу и Ричарду Кэдбери приписывается революционное решение в кондитерском деле. Несмотря на изобретение пресса и рецептуры приготовления твердого шоколада, какао в середине XIX века продолжали готовить, как и раньше, с использованием какао-масла. Масло это на вкус было не самым приятным, из-за чего производители добавляли в какао крахмал, животный жир и даже кирпичную пыль.

Cadbury первой стала использовать пресс ван Хаутена для того, чтобы полностью избавиться от какао-масла в их продукте. И в 1866 году на полках появилось какао Cadbury — «абсолютно чистое и растворимое», гласила рекламная листовка, «а значит, и самое лучшее».

В 1878 году братья Кэдбери задумывают очередной переезд, связанный с расширением производства. Но на этот раз Джордж хотел создать не просто завод. «Почему промышленный район должен быть убогим и угнетающим?» — спрашивал он.

У него родилась очередная революционная идея: создать моногород вокруг своего нового завода. Выбор пал на участок чуть южнее Бирмингема — с лугами, коттеджем и ручьем Борн. Джордж и Ричард создали здесь Борнвилль.

Реализация проекта Джорджа началась в 1879 году. Здесь появился не только завод, но и 16 домов для сотрудников компании, а позднее — футбольное поле, теннисные корты и площадки для игры в сквош, площадка для боулинга и плавательные бассейны с раздевалками и подогревом. Формально у поселения никогда не было статуса города, но здесь было все необходимое для комфортной работы и жизни — удобная транспортная инфраструктура, развлекательные заведения, места для богослужения, сады и парки.

Плитка шоколада, найденная на экспедиционном корабле Discovery и проданная на аукционе Christie's в Лондоне в 2001 году за 710 долларов. Плитка хранилась в банке из-под сигарет. По словам производителей Cadbury, ее все еще можно было есть

Фото: Max Nash / AP

На пике загруженности на заводе одновременно работали почти 15 тыс. человек — он стал крупнейшей шоколадной фабрикой в мире. Многие сотрудники Cadbury до сих пор живут в городке, созданном братьями Кэдбери почти полтора века назад. Поддержанием города занимался фонд Bournville Village Trust, во владении которого находятся земли площадью 4 кв. км и около 8 тыс. домов. При этом дома Борнвилля никогда не были заселены более чем на 40%.

В 1905 году Cadbury создает шоколад, который впоследствии стал культовым,— Dairy Milk.

Братья хотели подарить клиентам самый молочный шоколад изо всех, что был тогда на рынке. Так родился рецепт Джорджа, который со временем превратился в слоган компании,— «полтора стакана молока (300 г.— “Ъ”) на каждые полфунта (226 г.— “Ъ”) продукта». Эти же полтора стакана красуются и на логотипе Cadbury.

Король Ганы Офори Атта I посещает шоколадную фабрику Cadbury в Борнвилле, 10 июля 1928 года

Фото: Crouch / Topical Press Agency / Hulton Archive / Getty Images

Славное военное прошлое

Компания процветала, а ее шоколад раскупали по всей Британии. Но в 1914 году началась Первая мировая война. И Cadbury показала, что готова делить с гражданами не только праздники, но и тяжелые времена.

Во время войны молоко, которое поставлялось на заводы Cadbury, перенаправлялось в город, где его раздавали жителям Бирмингема. Фабрики же компании стали выпускать не столько шоколад, сколько куда более необходимые жителям в тех условиях сушеные овощи и фрукты. Наконец, в зданиях компании в Борнвилле были развернуты госпитали.

Cadbury тесно сотрудничала с Министерством обороны. Компания предоставляла армии шоколад, книги и одежду. Сотрудники-мужчины принимали участие непосредственно в боевых действиях, а женщины занимались стиркой для раненых солдат, лежавших в больницах на территории Борнвилля.

После Первой мировой войны производство Cadbury вернулось в прежнее русло. В 1919 году компания поглотила бизнес Джозефа Фрая и его сыновей, получив в свое распоряжение новую фабрику на Сомердейл-авеню, к югу от Бристоля. Cadbury стала по-настоящему национальной компанией, приучившей британцев к шоколаду.

Образцы новинок компания стала рассылать сначала школьникам, чтобы те оставляли отзыв о новой продукции. Одним из таких школьников был Роальд Даль — британский писатель и сценарист, позднее написавший книгу «Чарли и шоколадная фабрика».

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, завод в Борнвилле вновь был частично переоборудован под нужды страны. На этот раз здесь стали изготавливать оружейные люки для истребителей Spitfire, чехлы для сигнальных ракет, детали самолетов, противогазы, канистры. Рабочие же вспахивали футбольные поля для выращивания сельскохозяйственных культур. Но и выпуск шоколада все это время не прекращался. В конце концов, в Британии он входил в список продуктов первой необходимости, а потому его производство находилось под строгим контролем правительства.

Изготовление банок для какао на заводе Cadbury в Борнвилле, 1929 год

Фото: Staff / Mirrorpix / Getty Images

Жизнь после войны

После окончания Второй мировой войны жизнь в Британии постепенно стала возвращаться в нормальное русло. В 1950 году был снят правительственный контроль над производством шоколада в стране, а его продажи довольно скоро вернулись к довоенному уровню. При этом после войны потребительское поведение в Британии довольно сильно изменилось. Появилась мода брать еду с собой для перекуса на ходу.

Ведущая MTV Донна Эйр и музыкальная группа Five едят самую большую плитку шоколада Cadbury's Dairy Milk, 1999 год

Фото: Peter Jordan - PA Images / PA Images / Getty Images

Cadbury пришлось подстраиваться под новые веяния. Так помимо массивных плиток шоколада в ассортименте компании появились небольшие шоколадные батончики. В 1948 году стала продаваться сливочная помадка Fudge, а в 1958 году началось производство батончиков Picnic.

В целом после войны руководство Cadbury сделало ставку не столько на расширение ассортимента собственных продуктов, сколько на приобретение уже готовых товаров через поглощение конкурентов.

Так, в 1967 году был выкуплен австралийский производитель MacRobertson’s, борьбу за которого Cadbury выиграла у американской Mars. А в 1969 году произошло событие, которое положило конец эпохе единоличного правления семьи Кэдбери.

Кондитерская компания подписала соглашение о слиянии со швейцарским производителем напитков Schweppes. В результате сделки председателем правления объединенной Cadbury-Schweppes стал лорд Уоткинсон, а сэр Адриан Кэдбери был его заместителем.

Слияние со Schweppes превратило Cadbury из гегемона на британском рынке в заметного игрока на международном. Но это было только начало. За этой сделкой последовало еще несколько заметных приобретений. В 1978 году была выкуплена американская Peter Paul — на тот момент третий по объемам продаж производитель шоколада в США. Затем последовало поглощение производителя напитков Canada Dry, а потом и покупка 30-процентной доли в Dr Pepper. Теперь Cadbury Schweppes была третьей по величине в мире компанией, выпускающей безалкогольные напитки.

Сэр Кэдбери покинул компанию в 1989 году, после 24 лет в правлении. Но он не ушел на пенсию. После работы в компании, основанной его предками, он поработал в совете директоров Банка Англии и американской IBM. Кроме того, сэр Кэдбери стал председателем Британского комитета по финансовым аспектам корпоративного управления, во время работы в котором и опубликовал «Доклад Cadbury».

Этот свод правил, выпущенный в 1992 году, стал основой для разработки норм корпоративного управления по всему миру. Его главным пунктом стало недопущение ситуации, когда вся власть в компании оказывается в руках одного человека.

В правлении компании еще долгое время оставался его брат, сэр Доминик Кэдбери. Он покинул должность председателя правления в мае 2000 года, выйдя на пенсию. И это был последний член семьи Кэдбери во главе компании.

Доминик Кэдбери, 1993 год

Фото: Paul Willis / Mirrorpix / Getty Images

Cadbury без Кэдбери

Союз Cadbury и Schweppes просуществовал до 2007 года. Тогда руководство объявило о желании разделить компанию на две самостоятельные структуры. Одной из них отошло кондитерское дело, а другой — производство безалкогольных напитков. Так появилась Dr Pepper Snapple Group и вернулась Cadbury.

В том же году было объявлено о намерении закрыть фабрику на Сомердейл-авеню — ту самую, выкупленную почти сто лет назад вместе с Fry & Sons. Несмотря на протесты общественности, фабрика все же была закрыта, а работы лишились несколько сотен сотрудников.

В сентябре 2009 года над Cadbury впервые за ее историю нависла угроза поглощения. С предложением о покупке компании вышел американский продуктовый гигант Kraft Foods. Kraft оценил британскую компанию в £10,2 млрд ($16,7 млрд) и тут же получил категорический отказ за «оскорбительное», по мнению руководства Cadbury, предложение, которое значительно недооценивало компанию.

Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика»

Фото: Warner Bros. Pictures

Но американцы не собирались просто так отступать. В январе 2010 года Kraft сделал повторное предложение на £11,9 млрд ($19,4 млрд) и после продолжительных переговоров стороны все же пришли к соглашению.

В результате сделки был образован новый мировой лидер на рынке кондитерских изделий, а Cadbury стала подразделением Kraft.

Впрочем, и сама Kraft Foods просуществовала недолго после этой покупки. Уже в августе 2011 года руководство американского холдинга объявило о разделении бизнеса на две компании. Одна из них, объединившая североамериканский бизнес холдинга, сохранила название Kraft Foods. Кондитерский бизнес Kraft превратился в компанию Mondelez International. Его дочерней компанией стала Cadbury. В таком статусе она и встретила в марте этого года свой 200-летний юбилей.

Кирилл Сарханянц

Вся лента