КАД-2 и ШМСД поедут синхронно

Федеральные власти придают ускорение ключевым инфраструктурным проектам агломерации

7 июня на полях ПМЭФ-2024 зампред правительства РФ Марат Хуснуллин официально заявил о начале реализации проекта КАД-2, подчеркнув, что проектирование первого этапа нового автокольца вокруг Петербурга необходимо начинать уже сейчас, чтобы выйти на стройку и открыть движение по первым 88 км трассы до конца 2028 года. Сооружение ШМСД должно вестись параллельно с КАД-2, отмечалось на совещании с участием господина Хуснуллина и губернаторов Петербурга и Ленобласти. Эксперты считают, что с учетом острой потребности агломерации в дополнительной кольцевой названные сроки для первой части КАД-2 вполне выполнимы, но для всей трассы в целом более реалистичным сроком кажется 2030 год.

Карта кольцевых автомобильных дорог Петербурга и Ленобласти. КАД, КАД-2 (проект), ЗСД и федеральная дорога «Магистральная» (проект)

Фото: компания «Дорсервис»

Существующая кольцевая автодорога практически исчерпала свои возможности, признает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. По сути, она превратилась в городскую трассу, пиковая интенсивность движения транспорта на некоторых ее участках превышает 200 тыс. автомобилей в сутки. Второе кольцо дополнит опорную сеть скоростных магистралей внеуличного движения (КАД, ЗСД и ШМСД) и кардинально перераспределит транспортные потоки в агломерации. КАД-2 также разгрузит региональные и местные дороги Ленинградской области, уведет из города значительную часть транзитных потоков, чем существенно улучшит дорожную обстановку в городе.

По словам господина Беглова, первым этапом строительства КАД-2 станет участок от Кузьмолово до трассы М-11 с новым мостом через Неву протяженностью 90 км. Это будет четырехполосная трасса с расчетной скоростью движения 120 км в час. В настоящее время город вносит необходимые изменения в проект строительства ШМСД.

Как сообщил на совещании с участием заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина глава 47-го региона Александр Дрозденко, первоочередной задачей в рамках строительства КАД-2 на территории Ленобласти является строительство ее примыкания к Дороге жизни, проходящей по Всеволожскому району, непосредственно у города Всеволожска. Второй объект — обход Мурино с выходом на Матоксу в районе Кузьмолово, где сегодня наблюдаются огромные потоки автомобилей. Ленобласть уже занимается сооружением первого этапа обхода, второй и третий этапы будут осуществляться в рамках строительства КАД-2.

Господин Дрозденко подтвердил, что пятый и шестой этапы ШМСД, проходящие в Ленобласти, будут также увязаны со строительством КАД-2, для чего на совещании обсудили возможность передачи областных участков предполагаемых трасс в федеральную собственность, проинформировал господин Дрозденко.

Опрошенные «Ъ-СПб» участники совещания рассказали, что на нем не обсуждались вопросы общего бюджета проекта КАД-2 и участия регионов и Федерации в финансировании масштабного проекта. В 2022 году его стоимость оценивалась в 200 млрд рублей с перспективой увеличения бюджета до 300 млрд к моменту начала строительства, которое тогда планировалось на 2027 год (см. «Ъ-СПб» от 02.06.2022).

В марте 2024 года Смольный объявлял, что город получит 90 млрд рублей на строительство второго-четвертого этапов ШМСД из федерального бюджета (см. «Ъ-СПб» от 12.03.2024). Общая стоимость ШМСД год назад оценивалась в 340 млрд рублей, а бюджет на сооружение 15 км областного участка Широтной магистрали, предложенный концессионером строительства трассы в Ленобласти «Всеволожской концессионной компанией» (ВКК) — в 110 млрд рублей (см. «Ъ-СПб» от 25.10.2023).

«Граница не менее 300 млрд рублей выглядит пока релевантной. Озвученные сроки на ПМЭФ-2024 тоже выглядят вполне реальными, особенно опираясь на опыт магистрали Москва — Казань. Хотя тут довольно тонкий момент в области трассировки: именно она может повлечь сдвиги по срокам и стоимости проекта»,— считает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

На данный момент актуален бюджет КАД-2 в 300 млрд рублей, согласен транспортный аналитик Владислав Булгаков, но стоимость еще увеличится из-за инфляции. Что касается последних озвученных сроков строительства, часть второго кольца возможно построить к концу 2028 года, но стоит учитывать сложности транспортного обхода магистрали, обращает внимание господин Булгаков. «Предполагаю, что более реальным сроком для такого расстояния будет 2030 год»,— заключил транспортный эксперт.

Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин также думает, что введение в строй 88 км КАД-2 до конца 2028 года — это технически реальный прогноз, но он будет зависеть от степени подготовленности проекта. «Если его еще нет, то все вполне может сдвинуться»,— предупреждает господин Валдин.

Александра Тен,
Стефания Барченкова

Вся лента