В мутных схемах нет стабильности

Игорь Краснов рассказал на ПМЭФ, кого защитят, а кого и зачистят

Во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) генеральный прокурор РФ Игорь Краснов предупредил бизнесменов, которые выводят прибыль в офшоры недружественных стран, что у них не получится «усидеть на двух стульях». Глава ведомства отметил, что на понимании этого в текущих условиях строится работа надзорного органа по обращению в доход государства имущества компаний, чья деятельность наносит ущерб российским интересам. При этом господин Краснов заверил, что добросовестные игроки могут рассчитывать на защиту со стороны органов прокуратуры.

Игорь Краснов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Свое выступление Игорь Краснов начал с изречения Петра I, что «коммерцию не должно пугать или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою». Тема сессии ПМЭФ получила название «Стабильность, предсказуемость и прозрачность ведения бизнеса как факторы роста экономики». Эти постулаты, по его словам, «тесно взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности». Генпрокурор подчеркнул, что у нечистых на руку предпринимателей, которые действуют «под контролем иностранных бенефициаров», не может быть будущего в России. «Если бизнес непрозрачен, построен на мутных схемах, я бы не рискнул предсказывать ему стабильность»,— высказал мнение генпрокурор.

Господин Краснов предостерег, что зарабатывать деньги в России и выводить средства в офшоры «в интересах недружественных стран» в нынешних реалиях больше невозможно.

На понимании этого, пояснил глава ведомства, в первую очередь и основана работа прокуроров по обращению в госсобственность предприятий, владельцы которых получили свои активы незаконным путем и работают «в ущерб национальным интересам».

«Хочу прямо сказать таким бизнесменам — на двух или трех стульях вам не усидеть. Я уже неоднократно публично высказывал свою позицию по данному вопросу. Все наши действия подчинены защите интересов страны, ее граждан, объективны и прозрачны»,— сказал спикер. При этом он добавил, что в каждой ситуации применяется индивидуальный подход.

В интервью агентству «Интерфакс» на полях форума генпрокурор сообщил, что с 2022 года по искам прокуроров в доход государства были обращены более 100 предприятий, оцениваемых в 1,3 трлн руб. «С начала прошлого года по искам прокуроров государству возвращено 20 предприятий, имеющих стратегическое значение, которые незаконно выбыли из владения Российской Федерации в пользу иностранных резидентов и использовались ими в ущерб интересам нашей страны. Их активы в совокупности оцениваются более чем в 370 млрд руб.»,— рассказал он.

Этот показатель, говорил господин Краснов, включает и так называемые антикоррупционные иски, когда прокурорского реагирования требовали факты сращивания бизнеса и власти.

При этом в своем выступлении на сессии глава надзорного органа подчеркнул, что добросовестным предпринимателям «волноваться точно не стоит», так как они могут быть уверенными в государственной поддержке и прокурорской защите.

Последнее стало основным лейтмотивом выступления Игоря Краснова.

В своей речи он заострил внимание, что Генеральной прокуратурой с целью исключения различного рода административных барьеров был внесен целый ряд поправок в нормативно-правовые акты, включая ведомственные регламенты Минпромторга, Роспотребнадзора и Росздравнадзора. «Накопленный многолетний надзорный опыт и предлагаемые на его основе руководству страны законодательные инициативы позволили реально улучшить бизнес-климат во многом за счет изменения вектора работы контролирующих органов с карательного на профилактический. Когда основной целью контрольных мероприятий становится разъяснение обязательных требований, по сути, помощь в организации хозяйственной деятельности»,— поделился господин Краснов.

Выступившая затем гендиректор АНО «Платформа ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко отметила, что предприниматели все реже оказываются за решеткой.

«Сегодня это не более 5–6%. Но при этом динамика потрясающая: 30% возбужденных дел в отношении предпринимателей прекращаются. А это значит, что изыскиваются другие возможности. В частности, используются статьи об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением причиненного вреда, примирением с потерпевшим либо с деятельным раскаянием и так далее»,— сообщила госпожа Сидоренко потом «Ъ». И вообще, по ее словам, «сегодняшняя (судебная.— “Ъ”) практика ориентируется на то, что лучше назначать штрафы или иные наказания, не связанные с лишением свободы».

Андрей Кучеров, Санкт-Петербург

Вся лента