Арт-брют обогатил компанию Renault
Художественная коллекция автомобильного гиганта оказалась на торгах
В Париже состоялся аукцион Christie’s, на котором была продана часть знаменитой художественной коллекции компании Renault. Были проданы все 33 выставленные на аукцион работы, общая сумма вырученного на торгах составила €10,487 млн. Чемпионом аукциона стал основоположник art brut Жан Дюбюффе, три из пяти работ которого превысили планку €1 млн.
История собрания компании Renault очень показательна для всеобщей истории коллекционирования. Если не считать истории одного из банков Сиены, который приобретал художественные произведения в XV веке, толчок к моде на корпоративное собирательство дал президент The Chase Manhattan Bank Дэвид Рокфеллер, решивший в 1959 году ввести современное искусство в жизнь своих офисов. Одним из первых его приобретений стал гигантский мобиль Александра Колдера для вестибюля нового филиала банка на Парк-авеню в Нью-Йорке. Рокфеллеровская концепция Art at Work быстро прижилась, и гиганты бизнеса один за другим стали покупать произведения искусства, чаще всего современного.
Renault присоединилась к этому тренду в 1967 году, однако предложенная исполнительным директором компании Клодом Ренаром концепция была новаторской. Этот любитель искусства и друг тогдашнего министра культуры Франции Андре Мальро создал в компании отдел «Исследования, искусство и промышленность», который предлагал художникам индустриальные мощности, материалы и источники вдохновения для создания новых произведений.
Ставка делалась на тех, чья слава еще не достигла пика, чтобы их работы для Renault вышли на арт-сцену как значительные события.
Первым художником, который был приглашен Renault, стал Арман (1928–2005), один из основателей группы Nouveau Realisme, абстрактный экспрессионист, использовавший в своих коллажах и ассамбляжах найденные бытовые предметы. Вот и фары, батареи и тормозные колодки со сборочной линии Renault были интегрированы в более чем 100 скульптур Arman’s Accumulation. Два десятка были приобретены для постоянной коллекции автопроизводителя и выставлены вокруг различных зданий компании.
За этим последовали приглашения Виктора Вазарели и Жана Дюбюффе. Первый сделал среди прочего обновленный логотип компании. А второй, используя мощности Renault, развил свою серию двухмерных и трехмерных скульптур Hourloupe до гигантских размеров: в 1967 году он создал «Синюю стену», собранную из 19 полистироловых модулей; а в 1973 году компания заказала ему «Летний салон», целую скульптурную среду площадью 2000 кв. м, в комплекте со стульями, скамейками и деревьями окружающую бассейн на территории штаб-квартиры Renault.
Нефтяной кризис остановил работу отдела в 1975 году, но в 1996 году программа была возобновлена, и к сегодняшнему дню коллекция составляет около 550 работ, среди которых произведения венесуэльца Хесуса Рафаэля Сото, испанцев Жоана Миро и Антони Тапьеса, американца Роберта Раушенберга, французских классиков Жана Тенгели и Ники де Сен-Фалль.
Эти и некоторые другие имена и составили список художников, чьи работы выставлены на аукцион. Перед днем продажи, правда, прогремела скандальная кампания протеста, во главе которого была дочь основателя коллекции Renault Дельфин Ренар. Она считает, что «эта продажа предает дух коллекции, искажает и извращает уникальный ансамбль». С другой стороны, ансамбль этот давно уже не в лучшем состоянии: Renault не хотела инвестировать в его реставрацию после закрытия своего завода в Булонь-Бийанкуре в 1992 году. Когда Жорж Бесс, генеральный директор Renault (убитый в 1986 году террористами Action Directe), сократил художественные субсидии, большая часть коллекции была помещена на склад. С 2021 года около 350 произведений (плюс 200 работ Робера Дуано, сотрудника Renault в 1920-х годах, Марка Рибу и Роберта Франка) хранились в другом полузабытом здании. Так или иначе, сегодняшняя продажа 33 лотов может быть признана удачной. Renault объявила, что выручка будет направлена в фонд искусства и культуры, в том числе на инициативы, связанные с поддержкой уличного искусства. Последний адресат должен напоминать о том, что эта автомобильная компания придерживается демократических принципов. И хотя Renault уже не та Renault, какой была в лихие 1960-е, идея продать ставшие безумно дорогими произведения искусства ради того, чтобы дать возможность работать молодым художникам, вполне могла бы понравиться отцам-основателям этой корпоративной коллекции.