Закон о маркетплейсах нашел поддержку
Как участники рынка интернет-торговли готовятся к введению новых правил
Правительство поддержало законопроект о госрегулировании маркетплейсов. Об этом рассказал один из его авторов, глава комитета Совета федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Документ предусматривает новые условия применения штрафов для площадок, запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара или владельца ПВЗ, а также запрет включать в договор условия об отказе от конкуренции, условия о ценовом паритете и другие.
Многие из этих требований избыточны, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов: «Этой инициативой предлагается ограничить максимальную комиссию, которую может получать площадка. Но, на мой взгляд, это неправильно, потому что деятельность площадок устроена таким образом, что продавцу предлагается выбор из различных опций. По сути, это как конструктор. Например, он может выбрать доставку со своего склада, а может хранить свои товары на складе маркетплейса. От этого будет зависеть всегда и итоговая стоимость. И она будет складываться исходя из набора тех опций, которые он возьмет.
Равно как и ограничение максимального объема издержек или неустоек — 15%, на мой взгляд, абсолютно не соотносится с реальной деятельностью интернет-компаний, поскольку у нас вообще не всегда можно измерить неустойку в деньгах. Если пункт выдачи заказов не работал весь день, не выдал ни одного заказа, сложно померить в деньгах, во что это выльется, потому что это и недовольные клиенты, которые, возможно, откажутся от этих заказов и так далее. Есть и ряд других тонкостей и нюансов в этой инициативе. Я надеюсь, что нам удастся найти компромисс по всем вопросам».
Закон о регулировании маркетплейсов был внесен в Госдуму в марте. Инициатива должна восполнить пробелы в законодательстве, которые приводят к монополизации рынка электронной коммерции и ставят в невыгодное положение продавцов и владельцев ПВЗ, заявляли депутаты. Итоговое решение по документу примут 10 июня на профильном заседании комиссии правительства. Первое чтение в Госдуме законопроект может пройти уже в июне. Если документ примут, его нормы вступят в силу с весны 2025-го. Впрочем, скорее всего, документ снова направят на доработку, считает эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов: «Конечно, законопроект нужен. Это признают и участники рынка, поскольку он разросся и затрагивает уже очень много контрагентов, не только продавцов и покупателей, это и владельцы пунктов выдачи, это и сами площадки, которые стали огромными компаниями. Поэтому, конечно, здесь нужна определенная регуляторика.
Но при этом в идеале она должна быть такой, чтобы не ограничивать сам по себе рост электронной коммерции. Нам еще есть, куда расти. Несмотря на то, что оборот составляет уже порядка 7 трлн. руб., он еще может и удвоиться за следующие пять лет. Но учитывая, что рынок этот новый, и он находится на стыке сразу нескольких отраслей — это отчасти и IT, и поле ФАС, и поле для Минэкономразвития, поскольку это кросс-платформенные истории. В общем, в одном документе учесть интересы всех игроков, чтобы они были сбалансированы, очень сложно. Поэтому процесс прохождения в Госдуме, предвижу, будет непростым. И, очевидно, что он еще очень сильные претерпит изменения перед тем, как будет принят, если вообще будет в обозримой перспективе, поскольку предстоит очень большая дискуссия по практически всем его положениям».
По словам авторов законопроекта, в деятельности маркетплейсов должен быть определенный порядок, чтобы российское законодательство в части торговли было «одним из лучших в мире». По итогу года оборот российских маркетплейсов может составить 7 трлн руб.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".