Индекс доступности сбавил обороты

Как может измениться стоимость автомобилей до конца года

Россиянин должен отложить 23 зарплаты, чтобы купить подержанную иномарку, и больше 18 окладов для приобретения отечественного авто. К такому выводу пришли аналитики из «Авто.ру» и hh.ru, сопоставив медианные зарплаты в регионах и цены на авто. Весной машины были наиболее доступны для жителей Дальневосточного, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Впрочем, уже скоро цены на авто могут резко пойти вверх, предупреждают участники рынка. С ними беседовал Даниил Бабкин.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Зимой индекс доступности автомобиля заметно вырос — среднему россиянину требовалась почти 21 зарплата, чтобы купить подержанную отечественную машину, и 26 окладов для иномарки. Показатель рассчитывают на основе цен на Lada Vesta и Hyundai Solaris и медианных зарплат в регионах.

При этом уже в марте оклады подросли, а стоимость авто стабилизировалась, говорит директор по продажам и развитию «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин: «В марте 2024 года средний по стране индекс отечественного автомобиля составил чуть более 18 пунктов, а иномарки — 23,4. Наши коллеги из hh.ru поясняют, что это следствие гонки зарплат на фоне увеличения дефицита кадров перед новым сезоном найма в марте. При этом "Авто.ру" фиксирует незначительное падение цен, на 1-3% у автомобилей-маркеров индекса — это Lada Vesta и Hyundai Solaris».

По данным «Авто.ру», в мае цены на машины по сравнению с апрелем почти не изменились. Но год к году подержанные авто подорожали на 11%. Новые при этом незначительно подешевели. Дилеры традиционно предупреждают о росте цен до конца года. И если стабильность курса пока беспокойства не вызывает, то другие инициативы явно повлияют на рынок, считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин:

«В цену любой единицы товара, услуги закладывается повышенный процент стоимости кредитных ресурсов, и в моменте, конечно, инфляция может отыгрывать. Но сохранение этой и так безумной ставки увеличивает стоимость и еще очень долго будет драйвером повышения цен. И есть еще одна замечательная история с утилизационным сбором, который проводится как незначительная мера. Если его все-таки примут, это, безусловно, вызовет повышение стоимости даже отечественных автомобилей».

На очередном повышении утильсбора настаивает глава АвтоВАЗа и бывший министр транспорта Максим Соколов. По его словам, эта мера поможет в борьбе с экспансией китайских брендов и принудит их к локализации производства. Увеличение ставок поддержали в профильном комитете Госдумы. Там предложили правительству уже в этом году поднять их для легковых машин в 2 раза, писали «Ведомости». Как подорожают иномарки при таком раскладе, подсчитал руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев:

«Если сравнить предлагаемую ставку повышения утильсбора со средней ценой автомобиля на рынке, то это будет порядка плюс 10%. Я думаю, что китайские производители просто будут смотреть, насколько можно поднять цены, чтобы это не привело к обрушению продаж, сокращать планы продаж, поставляя меньше машин. С кем ни поговорю в представительствах, они все находятся в состоянии подсчетов, сколько нужно привезти автомобилей, чтобы продать их с повышенной ценой. Компенсировать столь резкое увеличение утильсбора за счет сокращения маржи китайцы не будут.

Мы, скорее всего, не увидим 10-процентное подорожание. Баланс будет где-то в интервале 4-6%».

Хотя в Минэкономразвития считают иначе. На Петербургском международном экономическом форуме замминистра Максим Колесников заявил, что ведомство поддерживает существенное увеличение утильсбора, а на цены это повлиять не должно.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента