СПГ претендует на приоритет
Может ли сжиженный природный газ стать основным видом топлива
СПГ может заменить собой нефть на мировых рынках. Об этом сообщило агентство Bloomberg. Агентство подчеркивает, что уже сейчас в Китае на сжиженном природном газе работает каждый третий проданный новый грузовик. Аналогичный тренд в сфере судостроения — топливом для морского транспорта также все чаще вместо мазута становится СПГ. Суть в том, что сжиженный газ теперь дешевле дизельного топлива. Кроме того, на рынке СПГ нет картеля, который поддерживает цены в отличие от нефтяного сектора, где значительную роль играет ОПЕК+.
Насколько оправдан прогноз Bloomberg? Ведущий эксперт по энергетике Финансового университета Станислав Митрахович полагает, что рост глобального спроса на СПГ действительно возможен. Но это вовсе не обязательно означает, что потребность в других углеводородах резко снизится, поясняет собеседник “Ъ FM”: «В мире наблюдается процесс замещения части нефтепродуктов различными вариантами газового топлива. В переводе части транспорта в других регионах мира и странах на газовое топливо нет ничего удивительного. А теперь выясняется, что, оказывается, углеводороды в виде газа имеют будущее.
Очень интересно, не потому ли это происходит, что, во-первых, зеленых энергопереход застопорился в ряде мест, и стало понятно, что он не решает всех проблем? И не потому ли, что Америка сама стала страной, которая имеет очень большие амбиции в сфере СПГ. Потребление нефти в мире продолжает расти, в том числе потому, что люди из стран Глобального Юга хотят более высокого уровня жизни, для этого требуется энергия. Они акцентируют внимание на сжиженном природном газе. Но СПГ — это просто одна из форм презентации, одна из форм существования газовой энергетики».
Рост роли СПГ в мировой энергетике займет не менее 10 лет, считают эксперты. Россия сможет встроится в этот процесс даже если западные санкции останутся в силе, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин: «Это, скорее всего, перспектива 25-30 лет. НОВАТЭК и "Газпром" сейчас пересматривают свою стратегию на внешние рынки с точки зрения именно сжижения газа и повышения его ликвидности, транспортабельности. Потому что основное преимущество СПГ заключается только в том, что оно ликвидно и имеет возможность хранения.
Развивать газовую отрасль мы сегодня можем только через развитие именно проектов СПГ. Концентрация потребления на самом деле сосредоточена в азиатском регионе. И Китай, и Япония, и Корея — это тот регион, который для российских компаний будет являться ключевым с точки зрения фокуса ориентации наших СПГ-проектов. И Индия с учетом вот этой динамики развития.
Конечно, у нас будет технологическое ограничение, и оно даже есть. Но потребители, включая дружественные страны, тот же самый Китай, они достаточно активно сейчас развивают инфраструктуру по СПГ. Соответственно, есть ожидания, что они туда тоже пойдут и, скорее всего, комбинация здесь окажется такой: российская сырьевая база, опыт работы с СПГ и вообще с газовым сырьем, технологии, плюс недостающие технологии, пришедшие с Китая, и, скорее всего, финансы».
Россия — один из крупнейших мировых производителей СПГ наряду с Катаром, США, Австралией и африканскими странами. При этом в глобальном экспорте доля России — около 8%. Для сравнения у Австралии и Катара — по 21%, у США — 18%. В 2023 году вице-премьер Александр Новак заявил, что страна ставит перед собой задачу к 2030 году довести свою долю в вывозе СПГ до 20%. В то же время, как сообщают СМИ, в следующий,14-й по счету пакет европейских санкций, может войти запрет на реэкспорт российского сжиженного природного газа.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".