Против телефонного мошенничества объединяют усилия

Банки, операторы связи и регуляторы видят решением проблемы совместную работу

На ПМЭФ 7 июня прошла собственная сессия «Сбера» «Нет мошенничеству — Спасти (,) нельзя (,) похитить?» с участием представителей крупного бизнеса и регуляторов. Модератором дискуссии выступил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, а темой стала борьба с телефонным мошенничеством. На сессии собравшиеся не только определили ключевые направления в работе над проблемой, но и обсудили с залом на наглядном примере, как легко оказаться жертвой обмана и что должно измениться, чтобы этого риска не было. А главное — как можно победить мошенничество и что нужно делать для этого уже сегодня.

Фото: Сбербанк

В рамках ПМЭФ на сессии «Сбера» «Нет мошенничеству — Спасти (,) нельзя (,) похитить?» заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов рассказал, что, по данным банка, ситуация с телефонным мошенничеством стала критической: злоумышленники совершают жителям России до 20 млн звонков в сутки. При этом более 80% всех мошеннических вызовов поступает через мессенджеры и облачные АТС. Эксперт отметил, что количество таких преступлений ежегодно увеличивается на 20%.

«Против россиян работает 400 кол-центров, а стать жертвой киберпреступников — основной страх россиян»,— продолжил Станислав Кузнецов. Также растет сеть дропперов: людей, которые осознанно или сами того не зная помогают преступникам обналичивать похищенные средства. Станислав Кузнецов призвал участников сессии и присутствующих по итогам расставить запятые в ее названии: «Спасти (,) нельзя (,) похитить».

Эксперты «Сбера» уверены, что над проблемой должны слаженно работать как банки, так и правоохранительные органы, операторы связи и заинтересованные ведомства. Для защиты граждан уже выстроен информационный обмен между МВД и банками, введен запрет подмены телефонных номеров для операторов связи — звонки с них блокируются системой «Антифрод». Над защитой пользователей также работают внутренние антифрод-системы операторов связи. Но, несмотря на то что за последние два года уже была проделана колоссальная работа, пока о решении вопроса с телефонными мошенниками говорить рано.

Для совместного поиска ответа на ключевые вопросы вокруг проблемы «Сбер» пригласил не только ведущих экспертов, но и человека, близко знакомого с работой настоящих мошеннических кол-центров. Он объяснил, как устроен сам центр, и рассказал о наиболее распространенных схемах обмана. Так, этот анонимный для зрителей эксперт сообщил, что во многих кол-центрах работают именно молодые люди, а иногда к этой работе привлекают несовершеннолетних. Но в основном это люди от 18 до 27 лет. А набирают их на специализированных ресурсах, где на первый взгляд вакансия не выглядит подозрительной: она может звучать как «Оператор кол-центра. Готовая база клиентов». Число работников центров может достигать 300 человек.

Но главной частью выступления эксперта стал «мастер-класс», или совершение мошеннического вызова в прямом эфире. В качестве «жертвы» был выбран номер телефона из базы данных в интернете — именно в таких базах мошенники находят контактную информацию пользователей и, что еще опаснее, дополнительные данные о них, которые повышают шансы их обмануть. Эксперт сессии «Сбера» показал на этом примере, как мошенники используют данные граждан, как добиваются их доверия и заставляют перевести средства.

В этой части дискуссии приняли участие и эксперты со стороны регуляторов. Так, заместитель начальника следственного департамента МВД России Данил Филиппов рассказал, что ведомство проводило психолого-психиатрические экспертизы, чтобы понять, подвергались ли жертвы мошенников гипнозу.

«Гипноза не было. Но все пострадавшие — люди с повышенной внушаемостью. 95% попавшихся на уловки мошенников ранее слышали о схемах обмана, но у них не было их глубокого понимания»,— рассказал господин Филиппов. Над защитой таких категорий граждан работает, в частности, «Сбер»: в банке существует уникальная платформа антифрода, которая в автоматизированном режиме занимается отслеживанием и блокировкой мошеннических активностей. Так оператор переводов может «снять» человеческий фактор, то есть принять решение за пользователя, если тот оказался под влиянием злоумышленников.

В этом ключе, как считают эксперты «Сбера», и следует развивать борьбу с мошенничеством, но не по отдельности — каждая отрасль в своей сфере, а совместно. «Мы все должны объединять свои усилия: банки, операторы связи, компании—лидеры в отрасли кибербезопасности. Для того чтобы мы могли реально бороться с преступной деятельностью, наша экспертиза и данные должны находиться в постоянном обмене»,— уверен Станислав Кузнецов. А для этого должна быть единая, автоматизированная информационная система для всех заинтересованных участников рынка.

С этим согласился участник сессии и открытой дискуссии сенатор Совета федерации Артем Шейкин. Однако он отметил со своей стороны, что важно, чтобы все заинтересованные стороны предоставляли качественную и актуальную информацию в эту систему. Отраслевые же эксперты присоединились к дискуссии, отметив, что проблема уже охватывает не только телекоммуникационную и банковскую сферы, но и социальные сети, мессенджеры и другие площадки. Что уже делает ее выше и шире отраслевой, а значит, и к решению должны подключиться представители разных компаний, так или иначе связанных с ней.

Далее эксперты обсудили и проблему свободного оборота как банковских, так и сим-карт в России. Так, представитель операторов связи уточнил, что на данный момент федеральный закон, регулирующий в том числе оборот корпоративных сим-карт, можно назвать недоработанным: сейчас по ряду причин крупные компании сталкиваются с его ограничениями, не занимаясь при этом незаконной деятельностью. В то время как проблема телефонных мошенников только нарастает. Также эксперт сообщил, что сейчас основной фрод-трафик идет не через привычную пользователям телефонию, а через мессенджеры или так называемые областные АТС. Что вновь подтверждает широту проблемы и необходимость привлечь к ее решению больше сторон.

По итогам дискуссии «Сбер» вынес на голосование все оглашенные меры и способы борьбы с телефонным мошенничеством, чтобы участники смогли выбрать, какие считают самыми эффективными и первостепенными. В итоге самым действенным решением было признано объединение государства и бизнеса в борьбе с мошенничеством на базе единой системы антифрода. На втором месте по итогам голосования оказалось развитие киберграмотности граждан, на третьем — введение ответственности за передачу сим-карт мошенникам.

Подводя итоги сессии, Станислав Кузнецов согласился с результатами голосования, отметив, что в настоящее время решить проблему могут в первую очередь платформенные решения, созданные на базе высоких технологий, с применением искусственного интеллекта и объединяющие компании из разных отраслей экономики.

16+

ПАО «Сбербанк»

Реклама

Вся лента