Knauf отстроился от России

Как уход компании из страны отразится на потребителях

Knauf все-таки прощается с Россией: компания передает местный бизнес отечественному менеджменту, но сохраняет за собой право выкупить активы в течение двух лет, сообщили в Минпромторге. Сделка пока еще не согласована правительственной комиссией. Впрочем, ожидается, что разрешение будет получено до конца этого месяца. Как смена собственника отразится на потребителях и ценах? Выяснял Иван Хорушевский.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Knauf проработал на российском рынке более 30 лет, а сотрудничать с отечественными предприятиями компания начала еще раньше, в 1970-х годах прошлого века. И, казалось, помешать этому партнерству не смогут даже санкции. Несмотря на давление западных регуляторов немецкий производитель успешно развивал бизнес и за прошлый год даже нарастил чистую прибыль в стране на 30%. Благодаря своему качеству продукция бренда стала для строительной отрасли практически незаменимой, отметил основатель компании GoodWood Александр Дубовенко:

«Knauf действительно выпускал очень много строительных материалов, в основном это черновая отделка, плитные материалы, влагостойкий и обычный гипсокартон, напольные и потолочные панели, штукатурки, металлические профили. Понятно, что отделку делают везде: и в офисах, и в квартирах. И чаще всего применялся именно гипсокартон Knauf».

По оценкам зарубежных СМИ, за 30 лет производитель инвестировал в российскую экономику более €1,5 млрд. Концерн построил в стране 20 заводов и около 30 ресурсных центров. Все эти активы теперь достанутся местному менеджменту. Причем за их передачу зарубежным акционерам еще и пришлось заплатить в казну 15% от стоимости бизнеса. Взамен прежние собственники получили право на обратный выкуп в течение двух лет.

Однако вряд ли они воспользуется этой возможностью, считает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Фактически они выплачивают взнос в бюджет за свой счет, то есть сделка как таковая не происходит. Менеджмент получает бизнес в управление без дополнительной оплаты, без увеличения долга и так далее.

Что касается опциона, то я не оцениваю как высокую вероятность того, что он будет реализован. Все-таки два года — это не очень длительный срок, за это время едва ли что-то существенным образом изменится в отношениях между Германией и Россией».

Еще в марте 2024-го Knauf не планировал продавать активы. Судьбу бизнеса решили публикации в немецких СМИ: журналисты утверждали, что продукцию бренда использовали строительные бригады в Мариуполе. Компания от поставок открещивалась, утверждала, что за распределение товаров отвечали независимые от нее дилеры. Однако на фоне скандала холдингу все-таки пришлось расстаться с российской «дочкой».

Впрочем, в управлении местными предприятиями иностранные менеджеры уже давно не участвовали, рассказал “Ъ FM” главный редактор агентства «Строительство» Александр Гусев: «Управляющий не был гражданином Российской Федерации, в отличие от нынешнего руководителя. Поставки они совершают, у них такие же сложности, как и у всех. Были трудности с логистикой, с отсутствием транспорта, его задержками и так далее, но они этот период преодолели и вышли на стопроцентное импортозамещение. Что касается оборудования — ремонт, наладка и так далее, то аналоги нашлись на Востоке».

По словам собеседников “Ъ FM”, новые собственники пока не собираются пересматривать контракты, реформировать технологические процессы и даже менять название. Стоимость продукции тоже должна остаться прежней, однако эксперты, вспоминая другие похожие сделки, отмечают, что случиться может всякое.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента