В отражении бренда
Как бизнес изменил облик Екатеринбурга
Деятельность бизнеса не только формирует экономику города, но также влияет на его внешний облик и инфраструктурную составляющую. Так, социальные и благотворительные проекты, на которые компании Екатеринбурга тратят от десятков миллионов до нескольких миллиардов рублей, формируют имидж уральской столицы. Для администрации это возможность развивать город и закрывать его социальные потребности за счет частных инвестиций, а для жителей — получить новые уникальные пространства и туристические места.
Корпоративно-социальная ответственность занимает значительную часть в деятельности компаний и не уходит из их фокуса внимания даже в новых экономических условиях. «Социальная ответственность — обязательный элемент любого современного крупного бизнеса, который определяет его репутацию и приносит выгоду. Но одновременно с развитием собственного имиджа компания имеет возможность наполнять город»,— пояснил политолог Сергей Мошкин.
Ежегодно екатеринбургские организации тратят сотни миллионов рублей на социальные инициативы и проекты в различных отраслях: от строительства и реконструкции образовательных и спортивных объектов до открытия культурных пространств и проведения экологических акций. «Бизнес формирует архитектурный облик и культурное содержание Екатеринбурга. Полагаю, самые знаковые проекты, которые у нас реализованы и привлекают внимание как местных жителей, так и туристов,— это инициативы наших компаний»,— считает профессор кафедры политических наук УрФУ, руководитель экспертного клуба Свердловской области Анатолий Гагарин.
История наполняется новыми смыслами
Формирование нового городского ландшафта происходит, например, за счет обновления и приспособления под новые нужды памятников архитектуры. Так, на улице Розы Люксембург планируется реконструировать усадьбу Железнова, построенную в 1895 году в псевдорусском стиле. В 2018 году со «СтройИнвест» было заключено концессионное соглашение сроком на 30 лет, согласно которому компания должна вложить в реконструкцию здания около 380 млн руб. Работы начались в 2022 году. Ожидается, что в усадьбе откроется бутик-отель.
На выставке «Иннопром-2023» между администрацией Екатеринбурга и «Деловым домом на Архиерейской» было подписано соглашение, по которому компания согласилась взять на себя обязательства по реконструкции нескольких объектов культурного наследия, в том числе и памятника конструктивизма — гостиницы «Исеть». У компании есть опыт работы с памятниками архитектуры — она уже восстановила здание Духовного ведомства Екатеринбургской епархии на улице Чапаева, 14/5 и лавку И. Л. Бухонина на улице 8 Марта, 24. «Деловой дом на Архиерейской» планирует инвестировать 8 млрд руб. в реконструкцию и приспособление объектов культурного наследия (ОКН).
Интерес к таким объектам проявляют и другие компании в городе. Например, «Брусника» намерена превратить Дом Фомина на улице Розы Люксембург, 26 в современный офис, старинное здание на Горького, 43 адаптировать под одно из своих подразделений, а на территории золотосплавочной лаборатории по улице Первомайская, 1 создать креативное пространство.
Как отмечал член Союза архитекторов России Борис Демидов, подобные проекты рискованные для бизнеса, так как не могут гарантировать окупаемость затраченных средств, но для города они являются «буквально подарком»: «Если здания простаивают — они теряют свой вид, ветшают, разрушаются. А у властей не всегда есть возможность ими заниматься. И тут приходит бизнес, готовый отремонтировать все за свой счет».
Таким «подарком» стал культурно-выставочный комплекс «Синара Центр», который открылся в 2019 году в одном из старейших архитектурных ансамблей Екатеринбурга XIX века — в зданиях бывшего госпиталя Верх-Исетского завода (построены в 1824 году и признаны объектами культурного наследия). До реконструкции здания были разрушены более чем на 80%. Группа «Синара» инвестировала в проект 2 млрд руб.
Как подчеркивается на сайте центра, «почти двести лет территория являлась связующим звеном между старым Екатеринбургом и поселком Верх-Исетск, спустя столетия не только обрела новый статус, но и сохранила синтезирующую роль в городской среде, став одним из самых современных арт-пространств, призванных изменять и культурный ландшафт города».
Комплекс состоит из четырех отреставрированных исторических зданий и нового трехэтажного корпуса, построенного в стиле классицизма. Общая площадь комплекса составляет 6 тыс. кв. м. На его территории располагается одна из ведущих в России частных галерей, насчитывающая более 1,5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и арт-объектов уральских художников.
Тенденция к созданию культурных пространств находит отклик и сегодня. Так, Группа «Синара» и «Уралмашзавод» отремонтировали и адаптировали помещения креативного кластера «Л52» — структурной единицы Музея истории Екатеринбурга, которая интегрирует музейные, образовательные и творческие направления и включает в себя общественный центр и центр авангардистики. В прошлом году при поддержке предприятия «Пневмостроймашина» и благотворительного фонда «Единение» на улице Бажова открылся Музей карикатуры.
По словам доцента кафедры политических наук УрФУ Руслана Мухаметова, бизнес в принципе имеет тенденцию выбирать для реализации такие социальные проекты, которые имеют четкую визуальную составляющую: «Речь идет в основном о строительстве каких-то архитектурных сооружений или мест, которые жители могут посетить в рамках своего свободного времени. Это связано с тем, что одной из основных функций таких проектов для бизнеса является именно создание собственного имиджа и поддержание бренда».
Спортивный интерес
Одним из популярных направлений социальных проектов бизнеса является поддержка и развитие спорта. Компании в рамках своих коммерческих проектов и добровольных инициатив благоустраивают в Екатеринбурге workout-зоны, волейбольные и баскетбольные площадки, а также реконструируют и возводят целые спортивные комплексы.
Одним из таких является Академия единоборств РМК, которая работает с 2018 года и готовит спортсменов по 12 видам боевых искусств. Олицетворяя тренд социальной ответственности, подобные объекты не только делают спорт доступным для детей и взрослых, но также укрепляют статус Екатеринбурга как спортивного города. Так, на базе академии тренируются такие известные профессионалы, как Петр Ян, Иван Штырков, Михаил Рагозин, Арсений Смирнов, Тимур Нагибин и еще несколько десятков российских бойцов и боксеров.
Нередко спортивные инициативы бизнеса приурочены к каким-то крупным федеральным или международным событиям. Например, к Международному фестивалю университетского спорта в столице Урала возвели Дворец дзюдо, землю и проектную документацию для которого передал специализированный застройщик «РСГ-Академическое», в Новокольцовском построили Дворец водных видов спорта, который обошелся в 10 млрд руб.
В начале 2025 года на берегу реки Исеть планируется открыть ледовую «УГМК-Арену», где можно будет проводить соревнования по 12 видам спорта и вмещать до 15 тыс. зрителей. Стоимость этого проекта оценивается в 23 млрд руб.
«В моногородах предприятия строят спортивные объекты, чтобы жители не уезжали, удерживают их благодаря более развитой и комфортной инфраструктуре. Но в таком мегаполисе с множеством конкурирующих фирм, как Екатеринбург, подобные проекты становятся в большей степени имиджевыми, долгосрочным вложением в репутацию»,— пояснил Сергей Мошкин.
Доминанты города
Знаковыми для города могут становиться и коммерческие бизнес-проекты. Они не только разбавляют существующую застройку, но и создают новый городской ландшафт.
Например, «Башня Исеть», которую построила компания «УГМК-Застройщик», является самым высоким небоскребом в городе и в будущем станет частью нового делового квартала «Екатеринбург-Сити». С наступлением темноты на башне зажигается подсветка из более 3 тыс. лампочек, которая демонстрирует световое шоу, хорошо заметное с прогулочной части набережной реки Исети и с Плотинки.
Еще один объект — Штаб-квартира Русской медной компании (РМК). Она стала первым в России зданием, построенным по проекту всемирно известного архитектурного бюро Foster+Partners (Великобритания). До этого проекты с участием бюро неоднократно анонсировались в Москве и Ханты-Мансийске, но по разным причинам не были завершены. Работа над проектом Foster+Partners в Екатеринбурге началась в 2012 году, когда был представлен эскиз штаб-квартиры. А осенью 2020 года новое здание было открыто. У него особенный дизайн фасада, повторяющий цвет и структуру кристаллической решетки меди. Несмотря на то, что из-за этой особенности здание РМК в городе неофициально называют «медный дом», «башня-кристалл» или «башня-ананас», сегодня штаб-квартиру считают архитектурной достопримечательностью города, которая отчасти создает имидж Екатеринбурга.
«Бизнес-проекты создают культуру реализации инициатив и культуру обуздания своего эго, потому что некоторые предприниматели обязательно хотят оставить свой след, а это не всегда хорошо для города»,— отметил Анатолий Гагарин.
Юбилейное наследие
Своеобразным «смотром инициатив», где компании могли показать, какие проекты они способны реализовать, стало 300-летие Екатеринбурга. Мэрия даже создала так называемый «реестр добрых дел» — список из более 100 проектов для города, которые могут быть реализованы за счет внебюджетных источников. Некоторые из них уже воплощены в жизнь.
Так, компания «УГМК-Застройщик» вложила около 100 млн руб. в благоустройство парка Энгельса, который находится недалеко от туристического маршрута и до реконструкции не имел освещения и качественных дорожек, а также установила иллюминацию для деревьев на берегу городского пруда от Театра драмы до БЦ «Демидов» и благоустроила пространство вокруг отеля Hyatt Regency. Компания «Россети Урал» отремонтировала подземный переход к парку Маяковского — в нем появилось новое освещение, граффити в стиле конструктивизма и цитаты из стихов Владимира Маяковского, а также выделила порядка 30 млн руб. на реконструкцию парка на улице Чкалова. «СКБ Контур» обновил сад музея «Дом Агафуровых» — там поменяли бордюры, посадили новые растения и отсыпали гравием территорию вокруг особняка. Сбер к 300-летию города подарил городу светомузыкальный фонтан в Историческом сквере, Группа «Синара» — новый троллейбус «Синара-6254», который был презентован на «Иннопроме-2023», а «Сима-ленд» — медиаэкран на пешеходной улице Вайнера.
Последняя инициатива, кстати, вызвала неоднозначную реакцию среди жителей. Компания даже запускала голосование о том, стоит ли убрать медиаэкран, но конструкцию было решено оставить и передать на баланс города. Непринятие некоторых проектов эксперты обуславливают активной жизненной позицией части общественности, а также наличием в городе разнообразных социальных групп.
За чужой счет
Социальные инициативы местного бизнеса помогают администрации Екатеринбурга закрывать ряд потребностей населения за счет частных инвестиций. «Мэрия живет в системе планового хозяйствования, у них есть бюджет. Но жизнь меняется, появляются новые потребности и запросы, на которые городские власти не в силах среагировать настолько быстро, насколько это необходимо, просто в силу устойчивости управленческой структуры. Бизнес же способен более оперативно откликаться на потребность в создании, например, новых пространств и объектов, у него больше свободы»,— пояснила социолог Надежда Сивкова. Это мнение разделяет и Сергей Мошкин, по словам которого социальные проекты бизнеса позволяют властям Екатеринбурга экономить средства бюджета и перераспределять их на другие нужды города.
Администрация, в свою очередь, разделяя тренд на социальную ответственность бизнеса, активно поддерживает программы, которые позволяют компаниям принимать участие в жизни города. Речь идет о концессионных соглашениях, проектах государственно-частного партнерства и инструменте софинансирования. Зачастую такие договоренности достигаются на форумах и мероприятиях, например выставке «Иннопром» или 100+ TechnoBuild.