Потребителей включили в расход
ФАС предписала исключить из тарифов оплату премий, дивидендов и кредитов
Федеральная антимонопольная служба предписала госкомитету Башкирии по тарифам исключить 2 млрд руб. из расходов, заложенных в тарифы на коммунальные ресурсы. Проверки, проведенные ФАС, выявили, что госкомтариф необоснованно включил в расходы и необходимую валовую выручку (НВВ) коммунальных организаций, и необязательные затраты. Среди них — выплата премий, погашение кредиторской задолженности, проведение культурно-массовых мероприятий, покупка путевок и так далее. В результате проверки ФАС, госкомтариф должен пересмотреть тарифы для ресурсоснабжающих организаций. В ведомстве получить комментарий не удалось.
ФАС выдала девять предписаний госкомитету Башкирии по тарифам об устранении нарушений в области регулирования цен на коммунальные ресурсы. Документы опубликованы на сайте ведомства. ФАС обнаружила, что при установке тарифов на 2021–2023 годы регулятор учитывал необязательные расходы ресурсоснабжающих организаций, вел двойной учет одних и тех же затрат, под видом затрат на капитальный ремонт включал инвестиции предприятий, не анализировал фактические расходы за предыдущий тарифный период.
В частности, в обосновании тарифов на передачу электроэнергии сетями ООО «Башкирская сетевая компания» (БСК) с 2021 по 2023 год в подконтрольные расходы общества, по данным ФАС, были включены оплата командировок и представительских расходов. Кроме того, были учтены затраты на выплату дивидендов (при том, что фактически с 2017 по 2021 год дивиденды сетевая компания не выплачивала) в 6,8 млн руб., материальную помощь сотрудникам, премии на 8 марта, проведение культурно-массовых мероприятий и покупку путевок в оздоровительные лагеря и базы отдыха для членов профсоюза в 3,5 млн руб., выплату налога на прибыль в 32,2 млн руб. Общий объем необоснованных расходов, легших на плечи потребителей электричества, по расчетам ФАС, составил 178,7 млн руб.
В НВВ и базовый уровень операционных расходов муниципального предприятия «Уфимские инженерные сети», отвечающего за теплоснабжение, были включены затраты на ремонт основных средств, оплату труда и другие расходы на 269,7 млн руб. А при установке тарифов на поставку питьевой воды и водоотведение госпредприятием «Уфаводоканал» госкомтариф Башкирии включил в НВВ 649 млн руб., следует из предписания. Эта сумма предназначалась в том числе на капитальный ремонт, выплату земельного налога и аренды за землю, а также возврат займов и кредитов, взятых у Сбербанка и «Банка Москвы».
Тарифы ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» (БашРТС) на тепловую энергию и горячую воду с 2021 по 2023 год рассчитывались исходя из необоснованного включения в НВВ 3 млн руб., выплаченных в пользу ООО «Интер РАО — Центр управления закупками». Эту сумму БашРТС выделили в качестве вознаграждения компании, ответственной за ведение реестра контрагентов и выполняющей услуги агента по закупкам. Еще 2,1 млн руб. было выделено в качестве амортизации основных средств. В тарифы ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» (АСТ), обеспечивающего электроэнергией города Салават, Стерлитамак и Ишимбай, были заложены компенсация незапланированных расходов и затраты на электроэнергию на хозяйственные нужды на 19,4 млн руб., отмечено в материалах ФАС.
Также предписания антимонопольной службы касались тарифов, устанавливаемых на услуги предприятий «Энергетическая сбытовая компания», «Башкирская генерирующая компания» (БГК), «Инженерные сети ТВК», «Башкирские распределительные электрические сети» (БашРЭС).
Кроме исключения некоторых пунктов затрат из обоснования тарифов, госкомитет по тарифам должен проанализировать расходы ресурсоснабжающих предприятий на 35 млрд руб. и уменьшить НВВ на выявленную сумму необоснованных расходов. Результаты анализа должны быть изложены в экспертном заключении.
Исключение необязательных расходов из НВВ должно повлечь за собой пересмотр тарифов на услуги МУП «УИС», БашРТС и БГК с 1 июля 2024 года. Тарифы на услуги БСК, АСТ и БашРЭС на 2024 год будут пересматриваться в соответствии с положениями постановления правительства РФ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
В начале 2024 года глава госкомтарифа Башкирии Светлана Бурдюк заявила об исключении 18,1 млрд руб., необоснованно заложенных в тарифы. Тем самым общий размер НВВ, заявленный ресурсоснабжающими организациями на 2024 год в размере 113 млрд руб., был уменьшен до 94,9 млрд руб.
По индексу стоимости жилищно-коммунальных услуг Башкирия занимает третье место в ПФО — предельный уровень роста тарифов на коммунальные ресурсы в июне этого года установлен в 13,6%.
В госкомитете Башкирии по тарифам на запрос «Ъ-Уфа» оперативно не ответили.
Выявление необоснованных затрат, учтенных региональными органами регулирования тарифов, — частая практика ФАС России, отметил руководитель практики ТМТ и антимонопольного регулирования юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Вадим Кузьмин. «С момента первых внеплановых проверок ФАС у ряда коммунальных предприятий были выявлены необоснованные расходы на поощрение отличившихся сотрудников, проведение корпоративных праздников, закупку элитного алкоголя и ювелирных украшений»,— пояснил эксперт. По мнению господина Кузьмина, согласно законодательству в сфере ценообразования, подобные затраты не должны учитываться в регулируемых тарифах, а должны финансироваться из прибыли ресурсоснабжающих организаций. По его словам, невыполнение предписания ФАС о пересмотре утвержденных тарифов может грозить должностному лицу госкомитета по тарифам административной ответственностью вплоть до дисквалификации. Однако, подчеркивает Вадим Кузьмин, исключение необоснованных затрат из тарифа обычно проводится в следующем периоде тарифного регулирования, из-за чего цены на услуги могут быть пересмотрены незначительно из-за роста других затрат, подлежащих учету.