Как бы никаб
В РФ не утихают споры о возможном запрете скрывать лицо платком
Российская общественность продолжает обсуждение возможного запрета на ношение никабов — женских одеяний, закрывающих лицо. Высказанную главой Совета по правам человека Валерием Фадеевым идею подхватили ряд депутатов и общественных деятелей, которые увидели прямую связь между ношением мусульманками никаба и ростом риска экстремизма в стране. В МВД, впрочем, отметили, что такой статистикой не располагают. Тема никабов породила разногласия даже внутри мусульманской уммы. Правда, духовные лидеры едины в одном: возможные ограничительные меры ни в коем случае не должны коснуться хиджабов. Между тем во вторник в КПРФ сообщили, что законопроект о запрете под угрозой штрафа 15 тыс. руб. ношения одежды, скрывающей лицо, направлен на официальный отзыв в правительство РФ.
Фото: Юрий Самодуров, Коммерсантъ
Третью неделю в России не утихает дискуссия о введении запрета на ношение никабов (женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз), начало которой положило заявление главы президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерия Фадеева. Господина Фадеева, в частности, возмутило, что в России до сих пор разрешено ношение никабов: «Притом что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены».
Первым из представителей исламского духовенства на это отреагировал муфтий Москвы, заместитель председателя ДУМ РФ Ильдар Аляутдинов. Он предупредил, что запрет может привести к напряженности в обществе: «Эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии».
За никабы вступился и депутат Госдумы единоросс Ильдар Гильмутдинов (возглавляет Федеральную национально-культурную автономию татар), заявивший, что такой запрет может обострить отношения России с исламским миром.
Член СПЧ Кирилл Кабанов, известный поддержкой жестких мер в вопросах миграционной политики, отреагировал в том духе, что для российского традиционного ислама «такие "одеяния" не являются естественными», а их ношение — «не что иное, как намеренные провокации радикалов, враждебно настроенных к нам и нашей стране и чуждых нашим традициям и нашему миру». «Депутату Гильмутдинову и другим критикам возможного запрета хиджабов, никабов и паранджи в России (которые в странах Средней Азии уже запретили) нужно бы для начала, прежде чем рассуждать, послушать российских мусульманских лидеров, которые объяснят им, какая одежда традиционна для наших мусульман»,— поддержал депутат Госдумы Михаил Матвеев (КПРФ). Он напомнил, что в 2012 году подобное мнение высказал и президент Владимир Путин: «Хиджабов нет в нашей культуре, в нашем традиционном исламе. Зачем нам внедрять чуждые нам традиции?»
«Если официальными органами будет выявлена прямая связь ношения мусульманками никаба с ростом риска экстремизма и, как итог, запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан, то ДУМ РФ, безусловно, примет решение поддержать предложение главы СПЧ Валерия Фадеева»,— выступил с заявлением муфтий Ильдар Аляутдинов, когда страсти уже не на шутку накалились. Он подчеркнул, что ДУМ РФ не пропагандирует ношение никабов и считает более правильный в современном обществе «выбор в пользу традиционного хиджаба, соответствующего требованиям ислама».
В апреле МВД России сделало заявление, что не располагает сведениями о связи религиозной одежды с проявлениями радикального исламизма. Такой ответ дал замглавы ведомства Андрей Храпов на запрос депутата Михаила Матвеева.
Впрочем, консолидированной позиции представителей уммы относительно никабов нет. Так, глава ДУМ Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что запрет на ношение никаба — «выпад против мусульман». Муфтий Волгограда и области Бата Кифах Мохамад, наоборот, поддержал инициативу, напомнив о теракте в «Крокус Сити Холле» и безопасности. «Никаб — это не религиозный атрибут, это обычай в некоторых мусульманских обществах. Это уже обычаи, которые к шариату не относятся»,— добавил он.
Доктор исторических наук, доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ Владимир Орлов пояснил «Ъ», что никаб, «бесспорно, является аравийским доисламским изобретением». В частности, его появление связано с необходимостью защиты лица от песчаной бури, резких порывов горячего ветра и насекомых. «Первоначально гендерной принадлежности у никаба не было. Этот вид одеяния свойствен и мужчинам в пустынном климате — например, закрывающий лицо платок и сейчас носят сахарские кочевники. Известно предписание пророка Мухаммеда своим женам носить накидку при выходе на улицу, которое затем стало считаться необходимым для всех мусульманок. Но сокрытие лица в ясных и четких словах пророк, насколько известно, не предписывал»,— отметил ученый. Он уточнил, что Коран предписывает женщинам «потуплять свои взоры, не показывать украшений, закрывать разрезы на груди, не ударять ногами по земле (чтобы не были видны ножные браслеты) и т. п.»: «Ношение никаба, таким образом, не является строго обязательным. Никаб почти всегда — часть городской культуры, на селе и особенно в горах он никогда не был популярен. Во многих культурах мусульманских народов, в том числе среди российских мусульман, полное сокрытие лица у женщин — чужеродный и плохо адаптируемый элемент».
30 мая вице-спикер Владислав Даванков («Новые люди») внес на рассмотрение в Госдуму инициативу наделить региональные и муниципальные власти правом запрещать ношение никабов и другой религиозной одежды.
В том же ряду были упомянуты администрации образовательных организаций. «При высоких рисках террористических угроз возникает необходимость запрещать любые предметы, скрывающие или частично скрывающие лицо в общественных местах»,— сообщалось в пояснительной записке. Там упоминалось, что запрет на ношение никабов и другой религиозной одежды, закрывающей лицо, действует в странах Европы, Китае, Индии, Казахстане и др.
Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов тут же посчитал, что законопроект «Новых людей» противоречит Конституции РФ. Он пообещал «доходчиво объяснить» господину Даванкову и «остальным», что такое религиозные традиционные ценности: «Хотелось бы пояснить Даванкову разницу между никабом и хиджабом. Никаб — женская одежда, закрывающая лицо, тогда как хиджаб не закрывает лицо. Никаб мы сами не одобряем, а что касается хиджаба — это религиозная обязанность мусульманки. Хотелось бы также напомнить Даванкову, что в православии женщине тоже положено носить платок как символ боголюбия, женственности и смирения». А муфтия Чечни возмутило, что авторы законопроекта ссылаются на опыт стран Европы: «Как можно мотивировать свой законопроект тем, что происходит в Европе? Вы что, хотите, чтобы Россия стала как Франция, как пошлые европейские страны, где учат в школах нечисти, распространяют нечисть, где ЛГБТ (движение ЛГБТ признано в РФ экстремистской организацией и запрещено.— "Ъ") у них главный закон?»
Специалист по конституционному праву кандидат юридических наук Ольга Кряжкова обратила внимание на то, что Конституция хотя и устанавливает свободу вероисповедания, но эта «свобода не абсолютна»: «Запрет носить символику или одежду определенного рода теоретически может укладываться в конституционно допустимые рамки ограничения конституционного права на свободу вероисповедания. Конституция не дает нам однозначного ответа на вопрос, может или не может иметь место такой запрет. То есть исключить запрет на ношение религиозной одежды Конституция не может». Однако, если и будет идти речь о законодательном ограничении, разработчикам придется ответить на вопрос, «какова цель такого запрета и насколько запрет соразмерен цели, которую они пытаются достичь»: «И вопрос здесь во многом в политическом выборе и в том, насколько дискуссия о такого рода запрете пройдет свободно, с учетом интересов всех лиц, кого этот запрет может коснуться».
Между тем упомянутый депутат-коммунист Михаил Матвеев с однопартийцем Сергеем Обуховым сегодня, 11 июня, направил на отзыв в правительство РФ законопроект о запрете ношения одежды, скрывающей лицо. Для нарушителей предусмотрен штраф 15 тыс. руб. Господин Матвеев в своем Telegram-канале сообщает, что постарался учесть все высказанные ранее в ходе дискуссии замечания. «После получения отзыва какие-то формулировки могут еще уточниться, но концептуально он (законопроект.— “Ъ”) такой. Уходим от споров про религиозную одежду, чтобы не дать возможности поднять крик "ущемившимся" и увести нас в споры о том, какая нынче мода в той или иной пустыне мира. И говорим о безопасности россиян. При этом не перегибая палку с запретом очков, кепок и медицинских масок, дабы не осложнить жизнь обычным нашим людям»,— подчеркивает депутат.
Фотогалерея
Как выглядит мир из-под никаба
Ношение хиджаба — это одно из основных положений шариата. Хиджаб — не просто платок, а одежда, полностью соответствующая нормам шариата: длинная и не обтягивающая. Для большинства женщин Среднего Востока такое одеяние — личный выбор, а не обязательство. До победы исламской революции в 1979 году Иран был светской страной, но затем аятоллы приняли фетву, предписывающую глухую чадру, закрывающую все тело и руки
На фото: женщина, одетая в никаб с вуалью (головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз), следует за гидом к пирамидам Гизы
Фото: AP / Hassan Ammar
Однако в большинстве стран с преобладанием мусульманского населения ношение хиджаба необязательно. В Бангладеш, большей части Индонезии, Иордании, Ливане, Марокко и Пакистане закон позволяет женщинам выбирать. Обязательным к ношению это одеяние является в Иране, Саудовской Аравии и индонезийской провинции Ачех, обладающей статусом особой автономии
На фото: каирский рынок Хан аль-Халили
Фото: AP / Hassan Ammar
В 2014 году Университет Мичигана (США) опросил жителей семи мусульманских стран (Египет, Ирак, Ливан, Тунис, Турция, Пакистан и Саудовская Аравия) о том, какой вид одежды считать приемлемым. Больше половины опрошенных в Ливане ответили, что предпочли бы не использовать даже платок
На фото: Библ, Ливан
Фото: AP / Hassan Ammar
Жительницы Ливана также не считают обязательной формой одежды бурку (паранджа с длинными рукавами и закрывающей лицо сеткой) — только около 2% предпочитают этот вид одежды
На фото: Бейрут, Ливан
Фото: AP / Hassan Ammar
В некоторых мусульманских государствах ношение хиджаба ограничивается властями. Например, в Египте он был запрещен в вузах с октября 2009 года по январь 2010 года. В Тунисе ограничение на ношение хиджаба в общественных местах действовало с 1981 года до революции в 2011 году
На фото: жительницы Бейрута отмечают день рождения подруги
Фото: AP / Hassan Ammar
В Турции долгое время было запрещено ношение хиджаба в вузах и общественных заведениях на основании конституционного положения о светском государстве. Однако в 2013-2014 годах запрет был снят
Фото: AP / Hassan Ammar
Предпочтительной одеждой в Египте, Ираке, Тунисе и Турции был назван платок (плотно облегающий или свободно наброшенный на голову). Однако в Ираке и Сирии ситуация с ношением одежды усугубилась после захвата ряда территорий боевиками «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация), которые обязали носить строгий никаб, полностью скрывающий волосы и лицо, оставляя лишь прорезь для глаз
На фото: Парк Аль-Азхар, Каир, Египет
Фото: AP / Hassan Ammar
В ряде европейских стран существуют ограничения на ношение религиозной одежды. Так, в Бельгии и Нидерландах запрещено носить головные уборы, закрывающие лицо, а в Канаде их нельзя носить во время произнесения клятвы гражданина страны. В августе 2016 года в стране разрешили ношение хиджаба женщинам-полицейским, исповедующим ислам
Фото: AP / Hassan Ammar
С 2004 года во Франции ношение хиджабов запрещено в образовательных и государственных учреждениях, в 2023-м был введен запрет еще и на абайи — традиционные платья-халаты. В Германии ношение хиджабов (называемых в законе «религиозными символами») в образовательных учреждениях ограничено в некоторых регионах, в Косово аналогичный запрет введен в 2009 году. В сентябре 2023 года в Швейцарии запретили носить хиджаб и другую закрывающую лицо одежду
На фото: Бейрут, Ливан
Фото: AP / Hassan Ammar
Некоторые женщины утверждают, что для них никаб — осознанный выбор, а его ношение позволяет им показать скромность
Фото: AP / Hassan Ammar