Инновации нерешительно и наугад
Готовность к ним компаний сокращается из-за неясных перспектив
Несмотря на то что в 2024 году уже 83% компаний в мире рассматривают инновации в тройке своих приоритетов, лишь 3% из них готовы к практической реализации этих устремлений, свидетельствует отчет консалтинговой компании BCG. Более половины организаций (52%) назвали неясную стратегию собственного развития основным ограничителем инновационной деятельности, и подавляющее большинство (70%) планируют не пересмотр собственных планов долгосрочного развития, а оптимизацию текущих процессов. После нескольких лет неопределенности, обусловленной пандемией, изменением макроэкономического климата и ростом геополитических рисков, большинству компаний просто не до прорывных технологий.
Ежегодный глобальный опрос, проведенный международной консалтинговой компанией BCG среди более 1 тыс. руководителей компаний в области инноваций, показал, что рекордные 83% организаций рассматривают инновации в тройке приоритетов своей деятельности (в 2022 году таковых насчитывалось только 75%, в 2023-м — 79%).
Однако готовность к инновациям в компаниях снизилась в 2024 году на 17 процентных пунктов по сравнению с 2022 годом — с 20% до 3% (в 2023 году — 9%). Отметим, что никогда ранее разрыв между этими двумя показателями не был столь значительным.
Аналитики оценивают инновационную зрелость компаний на основе десяти показателей инфраструктурного обеспечения такой деятельности — ресурсного, управленческого и т. п. Максимально возможная оценка —100 баллов, оказавшимися же «в зоне готовности» аналитиками рассматривались организации, набравшие не менее 80 баллов.
Более половины руководителей (52%) назвали нечеткую или слишком общую стратегию развития главной проблемой для своей организации в вопросе инноваций. На втором месте по частоте ответов — рост стоимости капитала (47%), на третьем — нехватка кадров (44%).
Между тем лишь 30% респондентов заявили, что изменение стратегии является одним из приоритетов. Большинство же компаний планируют сосредоточиться на обновлении операционной модели — повышении эффективности и скорости процессов (70%), увеличении числа проектов (63%) и наращивании инновационного потенциала (54%).
Менее половины опрошенных (48%) считают, что их организация предприняла определенные усилия для увязки своей бизнес-стратегии и инновационной стратегии, и только 12% полагают, что эти документы тесно взаимосвязаны. Важность этого аналитики объясняют тем, что соответствующая связь фокусирует инвестиции в инновации и повышает отдачу от них.
По мнению экспертов, негативное влияние на инновационную дисциплину оказала высокая неопределенность, обусловленная пандемией, изменением макроэкономического климата и ростом геополитической напряженности.
В этих условиях высший менеджмент переключился на краткосрочную «стратегию гибкости», что и снижает готовность компаний к инновациям. Аналитики BCG выступают за перезагрузку инновационных систем, начать которую предлагают с установления или укрепления связи между инновационной стратегией и бизнес-стратегией компаний, при этом рекомендуют не игнорировать возможности генеративного искусственного интеллекта.
Примечательно, что одна из перечисленных проблем в вопросах инноваций — бизнес-стратегия по инновационной трансформации — целиком и полностью зависит непосредственно от самой компании, при этом отказ от определенных проектов, в особенности от инновационных,— естественная часть любого бизнеса, отмечает руководитель российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. По ее словам, учитывая предпринимательский риск при реализации конкретного инновационного проекта, отказ от инноваций может приводить к более успешным инновациям, поскольку этот опыт может побудить организацию учиться, анализируя процессы в компании.
Развитие инновационных процессов и «готовность компаний к инновациям» тесно связаны с общей экономической конъюнктурой, рассказали «Ъ» в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. В последние годы условия для предпринимательской и инновационной деятельности как в мире в целом, так и в России существенно изменились. На настроения бизнеса и, как следствие, на развитие инновационных процессов оказали влияние пандемия COVID-19 и усложнение геополитической ситуации, а для российских компаний — и беспрецедентное санкционное давление, отметили в ИСИЭЗ. При этом организации в РФ в целом демонстрируют высокую готовность к инновациям, указывают там.