«Горе от ума». Шедевру самиздата — 200 лет
13 июня 1824 года Александр Грибоедов приехал в Петербург с рукописью комедии
Рукопись, которой предстояла сложная издательская судьба, была совсем еще свежей. Это был первый вариант комедии, которая сразу же попала под запрет цензуры. Целью визита Грибоедова в столицу в июне 1824 года была как раз попытка дать пьесе место на сцене и в печати. Для этого молодой чиновник и дипломат собирался использовать свои светские связи.
Первый, кому решился автор показать свое сочинение, был тот, чьей критики он больше всего боялся,— баснописец Иван Крылов. Грибоедов привез ему свой «манускрипт» и настоял на том, чтобы не оставить его на столе, а прочитать Крылову тут же лично. При условии, что если с первых сцен Крылов попросит удалиться, молодой автор тут же это выполнит. Однако прошел час чтения, второй час. Крылов, как потом описывал это сам Грибоедов, сидел, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на 55-летнего мэтра, слушатель удивил его разительной переменой в лице. «Нет,— замотал он головой.— Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Грибоедов писал свое главное произведение на протяжении трех лет — с 1822 по 1824 год. Однако замысел пьесы «Горе от ума», скорее всего, возник в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме, на котором присутствовал иностранный представитель. Юный литератор наблюдал, как любезно встречали заграничного гостя, внимательно прислушиваясь к его словам. Тогда Грибоедов позволил себе высказаться об унизительном преклонении русских дворян перед европейскими обычаями и культурой в ущерб русской самобытности. Присутствующие гости с негодованием отнеслись к такой дерзкой речи и объявили, что Грибоедов не в своем уме. Вот эту реальную ситуацию и воплотил автор в своей комедии, поставив себя в роль прототипа главного героя — Чацкого. Остальные персонажи также имели реальных прототипов среди многочисленных светских знакомых драматурга.
«Ума в нем только мало»
Автор почти сразу получил приглашение в дом российского драматурга Николая Хмельницкого. В окружении нескольких литераторов и актеров Грибоедову предстояло снова прочесть «Горе от ума». До начала чтения между ним и драматургом Василием Федоровым разгорелся спор, погасить который не удалось. И Грибоедов был вынужден покинуть дом.
Петербург все же познакомился с произведением, но несколько позднее. В литературных кругах «Горе от ума» ходило по рукам и вызывало живой интерес. Вниманием оно пользовалось также и среди декабристов. Сам же автор желал только одного: скорейшей публикации пьесы в журнале или постановки на сцене столичного театра. Это желание заставило его обратиться к министру внутренних дел Василию Ланскому, с которым семья Грибоедовых состояла в дальнем родстве, и к писателю Александру Шишкову, занимавшему в те годы пост министра народного просвещения, и к генералу Паскевичу, но... тщетно.
«Упал он больно, встал здорово...»
Издать комедию целиком писателю при жизни так и не удалось. С большими цензурными правками и сокращениями были напечатаны 7–10-е явления первого и третьего действий в альманахе «Русская Талия» за 1825 год, который вышел из печати еще 15 декабря 1824 года, Пьеса появилась на сцене только после смерти автора: отдельными явлениями — в 1829 году, полностью — в 1831 году в Ревеле. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.
Однако в самиздате, то есть в виде переписанных рукописей, комедия имела широкое хождение. И это был первый подобный случай. Запрет на публикацию и постановку только подогревал интерес к тиражированию копий. Интересно, что даже когда пьеса была опубликована с большими цензурными правками, это не остановило ее хождение в самиздате.
Ксенофонт Полевой писал позднее: «Много ли отыщете примеров, чтобы сочинение листов в двенадцать печатных было переписываемо тысячи раз, ибо где и у кого нет рукописного "Горя от ума"? Бывал ли у нас пример еще более разительный, чтобы рукописное сочинение сделалось достоянием словесности, чтобы о нем судили как о сочинении известном всякому, знали его наизусть, приводили в пример, ссылались на него и только в отношении к нему не имели надобности в изобретении Гуттенберговом?»
«Мы покровительство находим, где не метим...»
Впервые в Петербург Александр Грибоедов, москвич по рождению, приехал в 1814 году. За плечами были два факультета Московского университета, участие в войне с Наполеоном в звании корнета гусарского полка. Он вышел в отставку и поселился в столице. Первая известная квартира Грибоедова в Петербурге — на Екатерининском канале у Харламова моста, угольный дом Вальке (ныне это дом 104/25 на набережной канала Грибоедова). Через три года он был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел одновременно с Кюхельбекером и Пушкиным. На обязательстве не разглашать служебные тайны их подписи стоят одна за другой. Коллегия находилась на Английской набережной (ныне дом 32).
Жизнь Грибоедова в Петербурге протекала не среди чиновников Коллегии, а среди людей литературы и театра, среди людей, близких к кругам декабристов. Он не раз бывал у «дерзкого вольнодумца» Катенина, сочинителя и офицера Преображенского полка. Офицерские квартиры находились в верхнем этаже громадного здания, стоящего на углу Большой Миллионной улицы и Зимней канавки (ныне это дом 33). В соавторстве с Катениным в 1817 году Грибоедов написал комедию «Студент».
«Кому назначено-с, не миновать судьбы»
Среди нескольких петербургских адресов Грибоедова — гостиница Демута, Торговая улица (ныне это улица Союза Печатников) в доме Погодина, Исаакиевская площадь, дом Булатова (ныне дом 7) — следует особо отметить один. Это дом купца Чаплина на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы (ныне дом 13). Писатель здесь жил вместе со своим приятелем графом Завадовским. Завадовский поссорился с кавалергардским штаб-ротмистром Василием Шереметевым из-за его любовницы балерины Авдотьи Истоминой. По условиям дуэли стреляться должны были и секунданты Грибоедов и Якубович. Шереметев получил смертельное ранение, а Грибоедов в качестве наказания был выслан из столицы. Драматург отправился в Персию в качестве секретаря дипмиссии.
В последний раз писатель-дипломат прибыл в Петербург в 1828 году. И это было триумфально: он привез Туркманчайский мирный договор, благодаря которому Россия получила огромные территории и столь же значительную контрибуцию.
Личные заслуги перед отечеством сослужили плохую службу Грибоедову. Личным приказом императора он был направлен полномочным министром-резидентом (послом) в Персию (Иран). Дальновидный политик и опытный дипломат-востоковед, Александр Сергеевич чувствовал всю опасность этого назначения, но изменить высочайшее повеление было не в его власти. Это было его последнее свидание с Петербургом и родиной.
В 1829 году Александр Грибоедов погиб во время жестокой резни в русском посольстве в Тегеране, а его юная жена, княгиня Нина Чавчавадзе, в одночасье осталась вдовой в шестнадцать лет, успев подарить супругу счастье разделенной любви. Всего лишь полгода им было суждено быть вместе.
По признанию историков, самую правдивую и справедливую характеристику Грибоедову дал Пушкин: «Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества,— все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности… Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном… Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».