Пашинян допустил изменение позиции по ОДКБ, если Лукашенко извинится
Премьер Армении Никол Пашинян объяснил планы по выходу из ОДКБ позицией президента Белоруссии Александра Лукашенко по войне в Нагорном Карабахе. Он пообещал никогда не посещать Минск и допустил изменение позиции по ОДКБ в случае, если из объединения выйдет Белоруссия или если господин Лукашенко извинится.
«Один из руководителей стран ОДКБ заявляет, что участвовал в подготовке войны, поощрял, верил и желал победы Азербайджана. И после этого я поеду с главой Белоруссии в формате ОДКБ что-то обсуждать? Констатирую, что отныне более никогда не поеду в Белоруссию. Покуда в Белоруссии президент Александр Лукашенко. И вообще заявляю, что с этого момента ни один официальный представитель Армении не поедет в Белоруссию. Вообще»,— сказал господин Пашинян на заседании парламента (цитата по News.am).
Премьер Армении заявил, что ничего не исключает насчет членства республики в ОДКБ. Он допустил, что Ереван останется в объединении, если господин Лукашенко найдет «такие слова извинений и объяснений», которые будут «приемлемы для народа Армении».
Господин Пашинян накануне, 12 июня, допустил выход Армении из ОДКБ. Он объяснял это тем, что как минимум две страны объединения, по его словам, создали имитацию поддержки Армении, но участвовали в подготовке войны против нее. О каких странах идет речь, он тогда не уточнил.
В середине мая Александр Лукашенко встречался с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Тогда он назвал войну за Карабах освободительной и рассказал, что обсуждал возможность победы в такой войне с господином Алиевым еще до ее начала. По его мнению, Баку было «очень важно удержать эту победу».
Вторая карабахская война началась 27 сентября 2020 года и продолжалась 44 дня. Победу в ней одержал Азербайджан, вернувший под свой контроль значительные части Нагорного Карабаха. В сентябре 2023-го Баку полностью взял под контроль карабахскую территорию, с 2024 года Нагорно-Карабахская Республика официально прекратила свое существование.
Подробнее о ситуации — в материале «Ъ» «С чувством глубокой безопасности».