Обналичка в цифре

Максим Буйлов о финансовых интересах искусственного интеллекта

Сбербанк давно позиционирует себя как флагман российской цифровизации, поэтому неудивительно, что на этой неделе он 17 раз стал лауреатом ежегодной премии Digital Leaders — за «значительный вклад в развитие цифровых решений и онлайн-сервисов». За некоторые из этих сервисов банк мог бы получить еще и премию от потребителей. Например, за услугу «Выгодные наличные», признанную «Продуктом года».

Максим Буйлов

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В чем именно здесь заключается вклад в «цифровые решения и онлайн-сервисы», не совсем понятно. Получить услугу без физической пластиковой карты невозможно. Но условия примечательны. Телеграм-канал Сбербанка поясняет, что можно снимать наличные без комиссии, «при этом ставка ниже, чем в договоре», а сроки погашения можно «выбирать самостоятельно». То есть банк придумал, как снизить свои доходы и помочь клиентам с обналичиванием. Его собственная выгода тут неясна, вряд ли у крупнейшего банка в стране есть проблемы с количеством претендентов на кредитки. Можно даже подумать, что разработал «Выгодные наличные» искусственный интеллект (ИИ), которым так увлечены в Сбербанке. Это бы объяснило приз за «цифровые решения».

А что, ИИ не впервой творчески развивать продукты и услуги. На этой неделе иностранные СМИ сообщили, что McDonald's прекращает совместный с IBM двухлетний ИИ-эксперимент по автоматизации обслуживания автомобилистов, который проводился в 100 ресторанах. Причиной стал неординарный подход ИИ к формированию заказов. Например, одному клиенту технология предложила мороженое с беконом. Впрочем, McDonald's продолжает верить в ИИ и теперь просто ищет нового партнера вместо IBM.

Адепты ИИ вообще довольно упорны. Взять, например, онлайн-ритейлера Аmazon, который в апреле решил свернуть свое решение, основанное на ИИ Just Walk Out («Взял и иди») в офлайн-магазинах (см. “Ъ” от 25 апреля). Идея заключалась в том, что покупатели набирали товары, а камеры со встроенным сканером должны были подсчитывать покупки и на выходе списывать с карты нужную сумму (в России ритейлеры тоже проводили такие эксперименты в пандемию и тоже неудачно). Но ИИ от Amazon Web Services (AWS) не справился с задачей, и его заменили на тысячу сотрудников. Теперь Amazon собирается инвестировать в AWS еще €8,8 млрд.

Хорошо, что российские законодатели понимают, что с ИИ нужно ухо держать востро. И на этой неделе они приняли во втором чтении законопроект, по которому страхование от вреда, причиненного ИИ, в рамках работы экспериментальных правовых режимов станет обязательным. Вот только возместить Сбербанку упущенную выгоду от «Выгодных наличных» такая страховка вряд ли поможет. Разве что искусственный интеллект подскажет как.

Вся лента