Рыба на выезд

Александра Мерцалова о словесных интервенциях российских рыбаков

Не всегда так страшен дефицит, как его ожидание. Потребители могли убедиться в этом на собственном опыте, наблюдая за ажиотажными закупками круп и туалетной бумаги весной 2020 года или сахара в 2022 году. Бизнес же взял опыт на вооружение. Так, заранее готовить рынок к резкому сокращению вылова начали российские рыбаки. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) 25 июня сообщила, что российско-норвежская научно-исследовательская группа рекомендовала установить общий допустимый улов (ОДУ) трески в Баренцевом море на уровне не более 311,6 тыс. тонн. Это на 31% меньше, чем в 2024 году, и минимальное значение с 2003 года.

Александра Мерцалова

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Рекомендации по пикше ученые снизили на 16% (до 106,9 тыс. тонн), клювачу — на 4% (до 67,2 тыс. тонн), черному палтусу — на 20% (до 12,4 тыс. тонн). Вероятно, что под сокращение попадет и минтай. Росрыболовство в понедельник сообщило, что рассматривает соответствующие предложения от АСРФ и двух других профильных объединений.

Ограничение вылова белой рыбы — естественный шаг в рамках заботы о сохранении и воспроизведении природных ресурсов. Но речь идет и об одном из основных российских экспортных товаров. Согласно Росрыболовству, в 2023 году за рубеж вывезли 2,2 млн тонн рыбы, это 41,5% от общего объема вылова (5,3 млн тонн). Год к году экспорт в натуральном выражении вырос на 12% и, похоже, не всем это нравится.

В мае аляскинское издание Anchorage Daily News сообщало, что легислатура штата одобрила создание группы для формирования предложений по поддержке рыбной отрасли: рынок наводнили российские морепродукты. Аляскинские рыбаки конкурируют с российскими по минтаю, лососю, крабу и треске. Последние связывали их проблемы с последствиями санкций.

Их влияние на мировой рыбный рынок сложно недооценивать. Так, летом британский таблоид Daily Express сообщал о том, что под угрозой закрытия из-за роста цен оказалась половина заведений с fish and chips. А подавший в тот момент в отставку с поста премьера страны Борис Джонсон призывал рестораторов отказаться от российской рыбы.

Новая волна роста цен на рыбу в контексте сокращения вылова вполне может стимулировать покупателей российской продукции задуматься о рисках и ослаблении действующих ограничений, например, снижении ввозных пошлин. Такой сценарий, вероятно, вполне бы устроил российских производителей. Но главное — не перестараться.

Помимо цен на экспортных рынках, ограничение вылова при увеличении экспорта, очевидно, может давить и на стоимость рыбы в стране. Это пойдет вразрез уже с интересами борющихся с инфляцией российских властей, популярным инструментом остается установка экспортных пошлин.

Вся лента