Ловушка для кодов
Татьяна Исакова о поисках своей среды для ПО
Хотя идея создать в России независимую от западных платформу для хранения и совместной разработки открытого программного обеспечения (ПО) витает в компаниях и правительстве с 2022 года, рынок таких платформ только набирает обороты. Так, «Сбер» 27 июня заявил на конференции GigaConf 2024, что открыл широкому кругу пользователей доступ к своей среде разработки Giga IDE с искусственным интеллектом.
Giga IDE — платформа, которая позволяет вести разработку на популярных языках программирования. В компании считают, что она станет «доступной альтернативой популярным средам, которые ушли с российского рынка».
По словам моих источников в отрасли, над созданием единой платформы для разработки ПО работает и «Яндекс». В компании эту информацию подтвердили.
К средам разработки, которые ушли из России, полностью или частично, относятся JetBrains, GitHub и Docker Hub. Последний в конце мая закрыл доступ пользователям из России, даже через VPN (см. “Ъ” от 30 мая). Позже ограничение сняли. Но доверие отрасли к иностранным репозиториям утеряно, хотя, признают участники рынка, пока полноценных аналогов нет.
Усложняет ситуацию то, что ужесточаются требования к разработке безопасного ПО. Например, обновляется государственный стандарт (ГОСТ) по «Безопасной разработке ПО». Новый ГОСТ будет детальнее и жестче, а следом обновятся соответствующие требования ФСТЭК. «В этой связи увеличивается спрос на доверенные среды и инструменты разработки»,— объясняет участник рынка разработки.
Но активность в создании доморощенных аналогов GitHub объясняется не только достаточно очевидно растущим коммерческим спросом. У участников рынка есть перспектива получить вполне серьезные государственные деньги.
Еще в 2022 году в Минцифры сообщали о планах по проведению эксперимента, в рамках которого должна была появиться независимая площадка для работы с открытым исходным кодом. Но этой весной министерство предложило не создавать новый репозиторий, а выбрать площадку одной из компаний и развивать ее в том числе за счет средств ликвидируемого «Росинфокоминвеста» объемом 1,39 млрд руб.
Пока, насколько мне удалось выяснить, дальше слов дело не пошло, но по сравнению с двумя годами подвешенного эксперимента три месяца — не такой срок, чтобы делать выводы. К тому же, чем больше компаний выйдут на рынок — еще до «Сбера» о таких проектах заявляли «Ростелеком», Т1 и группа «Астра»,— тем шире будет выбор у правительства. А там и новые требования к безопасности примут. Дело останется за малым: создать реестр доверенных российских репозиториев и распределить субсидии. Еще есть шанс успеть, кстати.