Пластичный спрос
Ольга Мордюшенко о давлении на контрагентов
В условиях общего курса на импортозамещение и поддержку всего отечественного российский бизнес иногда демонстрирует неожиданные подходы к деловым переговорам. Как сообщил 1 июля портал PlastInfo, крупный переработчик полимеров — НПП «Полипластик» — уведомил основного поставщика сырья о том, что компания рассматривает возможность отказа от его продукции и перехода на иностранное сырье. Как уточнили мои источники, речь идет о полипропилене для автопрома.
Основная заявленная претензия — к качеству сырья. В «Полипластике» указывают, что несоответствие полипропилена требованиям создает риски для производства и репутации компании. «Полипластик» уже получил предложения от китайских поставщиков и ведет активные переговоры о закупке первых партий, отмечают там. Хотя компания готова вернуться к рассмотрению вопроса о сотрудничестве с российским партнером «при условии достижения стабильных наработок».
Поставщик признает, что с качеством определенных специальных марок полимеров из-за перехода на новые катализаторы могут быть проблемы, но это «незначительный процент». Также в компании уверяют, что и продают эту продукцию на соответствующих условиях — «существенно ниже рынка», намекая, видимо, что более выгодное предложение сделать сложно.
Производители изделий из полимеров уже высказывали претензии к доступному сырью. Союз переработчиков пластмасс в мае просил правительство обнулить ввозные пошлины на полимерное сырье, указывая, что те подталкивают местных производителей повышать цены, а на рынке РФ остается частичный дефицит. Но в Минпромторге предложения не поддержали, посчитав, что в России выпускается достаточно полимеров по подходящим ценам.
Тактику бойкота использовали, например, производители угля, приостановив отгрузки на терминал ОТЭКО в Тамани, требуя снижения тарифов. После ухода основных объемов грузов перевалка там фактически остановилась, что вынудило управляющую компанию снизить стоимость своих услуг. Схожим образом действуют и торговые сети, которые регулярно отказываются от продукции того или иного производителя, чтобы получить лучшие цены.
В случае «Полипластика» и его поставщика исход торга не выглядит предсказуемым. По словам моих собеседников, на качество китайских полимеров также поступает много жалоб, стоить импортные компоненты могут больше российских, а для автопрома переход на импортное сырье грозит снижением баллов локализации и, как следствие, сужением возможностей участия в программах господдержки. Да и регуляторы вряд ли окажутся довольны декларированным отказом от местного сырья на фоне стратегии тотального замещения импорта.