Тур по накатанной
Александра Мерцалова о сформировавшихся привычках туроператоров
Выход из зоны комфорта — популярная установка тренингов личностного роста, но не российского бизнеса. Пример этому — туроператоры, продолжающие делать ставку на Турцию как на основное направление организованного отдыха. Хотя цифры выглядят неутешительно. Согласно данным «Слетать.ру», которые приводит Ассоциация туроператоров России (АТОР), в структуре продаж на июль доля направления сократилась на 16 процентных пунктов к июню, до 24%. А в «Яндекс Путешествиях» отмечают, что билеты в страну на июль—август туристы в этом году покупают на 14% реже, чем в прошлом.
Текущий сезон — второй неблагоприятный для Турции, а значит, спад напоминает тенденцию. Прошлогодние продажи были ниже ожиданий бизнеса: спрос сдерживали сначала последствия землетрясений, а после опасения из-за президентских выборов. Обращают внимание и на растущую стоимость поездок, хотя фактор нельзя назвать однозначным. На фоне увеличения среднего чека при бронировании у туроператоров данные онлайн-тревел-агентств фиксируют обратное. Средняя стоимость забронированной ночи в Турции в июле—августе за год снизилась на 12%, до 12,4 тыс. руб., подсчитали в «Яндекс Путешествиях». Авиабилеты подорожали на 2%, до 39 тыс. руб.
Сейчас новыми потрясениями для рынка стали перебои в аэропорту Антальи из-за нехватки персонала. Из-за «тихой забастовки» грузчиков рейсы и выдача багажа в авиагавани могут задерживаться на несколько часов, сообщали в АТОР. Это может формировать негативные впечатления об отдыхе у вынужденных ждать на жаре туристов. Еще одна потенциальная проблема для туризма — начавшиеся на юге и в центре Турции столкновения местных жителей с мигрантами из Сирии и сотрудниками правоохранительных органов.
В глазах агентов Турция из стабильного направления пакетного отдыха становится рискованными. «Почему туристы должны страдать и подвергать здоровье опасности из-за внутренних турецких проблем?» — задается вопросом один из участников дискуссии в отраслевом Telegram-канале «Крыша Турдома». Но собеседник тут же напоминает ему: альтернатив сейчас немного, и в таких случаях турбизнес традиционно предлагает российские курорты, но они в середине лета остаются перегруженными. Стоит вспомнить очереди на несколько часов при въезде в Крым и дефицит мест в Анапе.
Очевидный путь для туроператоров — искать альтернативные Турции зарубежные направления пакетного отдыха. Вариант едва ли покажется хорошим сразу нескольким крупнейшим участкам рынка с турецкими корнями. Но спрос рождает предложение, а значит, создает ниши для новых игроков. Другой вопрос — покажется ли инвесторам в целом перспективной идея выхода на туррынок, который с 2020 года воспринимается как нестабильный и низкомаржинальный.