Суда попали под удар

Как атаки хуситов в Красном море влияют на рынок грузоперевозок

Шедшее из России в Красное море судно атаковали хуситы, об этом сообщили американские военные. Торговый танкер Tutor шел под флагом Либерии, владеет и управляет им Греция. В Красном море по кораблю ударил надводный беспилотник, что вызвало сильное затопление. По данным сервисов отслеживания, судно отправлялось из порта Усть-Луга в Ленинградской области. Сама йеменская группировка обещала не атаковать российские суда, сообщал в марте МИД России. В то же время мишенями становились танкеры, перевозившие российскую нефть. Так, в январе ракета попала в судно сингапурского трейдера Trafigura. СМИ писали, что хуситы ошибочно сочли танкер, связанным с Британией.

Фото: Khaled Abdullah / Reuters

В целом для отечественных судовладельцев этот маршрут безопасен, но конкретно Tutor мог вызвать у хуситов подозрения, допускает исполнительный директор компании Transasia Logistics Кирилл Латинский: «Может быть, в России была дозагрузка, технический заход, еще какие-то моменты с владением этого судна или грузом российского происхождения. Свободных потоков не существует. Страны, которые присоединились к санкциям, отслеживают все международные компании, которые сотрудничают с Россией. Судовладелец мог, например, быть замечен в перевозке санкционных товаров, предназначенных для России, либо связан с нефтегазовым комплексом.

В конце декабря 2023-го все морские линии, работающие на Россию, ввели дополнительный военный сбор при проходе по территории военных действий. От $800 до $1,5 тыс. за один 40-футовый контейнер. Все российские морские линии идут как раз через Красное море, а не вокруг Африки через мыс Доброй Надежды. Мало когда они попадают под обстрелы. Есть открытые источники по движению судов, видимо, хуситы их идентифицируют.

У каждого совладельца есть обязательное страхование, а есть дополнительное. Как правило, проход через территорию, где происходят военные действия, считается форс-мажором, тогда судовладелец останется с ремонтом один на один. Если судовладелец точно понимает, что будет повреждение, вряд ли он пойдет через Красное море.

Решение принимается по другой причине. Допустим, если судовладелец пойдет через Красное море, он может продать контейнер за 100 руб., а если он пойдет в обход, это будет стоить 150 руб., прямой путь к выходу с рынка. Цепочка поставок удлиняется, происходит дисбаланс с оборудованием. По этой причине сейчас в Китае огромная нехватка оборудования, дефицит контейнеров, из-за этого кратно выросли тарифы. Второй момент — серьезная проблема с платежами, это уже применительно к Российской Федерации, по цепочке происходит удорожание товара уже на полках магазина».

После нападений хуситов судоходство в Красном море приостановили, в том числе крупнейшие контейнерные перевозчики — датская Moller-Maersk и немецкая Hapag-Lloyd. Как писало издание Foreign Policy, регулярные нападения на суда привели к падению трафика по этому маршруту на 60%, для остальных стоимость страховки «взлетела до небес». Норвежские судовладельцы, например, сообщали, что за полгода тарифы выросли в 100 раз.

Нападения прекратятся не скоро, ведь ни политических, ни экономических рычагов влияния на хуситов сейчас нет, объясняет востоковед Руслан Сулейманов: «Хуситы имеют контроль над одной третью йеменской территории и 80% населения. Международно признанное правительство заседает в Эр-Рияде, хуситы находятся в блокаде, морской в том числе, но контролируют таможенные пошлины, второй крупнейший в Йемене порт Ходейда и некоторые нефтяные месторождения, многочисленные потоки финансовой, гуманитарной помощи.

ООН во всех отчетах подчеркивает, что самый страшный гуманитарный кризис именно в Йемене. У них налажено внутреннее военное производство, мы не можем точно знать, в какой степени им помогает Иран. Саудовская Аравия и ее союзники вели тяжелую войну против хуситов, которая закончилась ничем. Пойдя на сделку с Ираном, они добились прекращения огня, хуситы прекратили использовать свои беспилотники.

Что касается Красного моря, саудовцев это не сильно заботит. Египет очень переживает, даже Джо Байден признал, что бомбардировки не привели и вряд ли приведут к какому-то результату. Я общался с одним из их лидеров, они ждут с нетерпением американцев, мол, пусть они начинают даже военную интервенцию. Это все будет продолжаться, пока не закончится война в секторе Газа. Они просто для себя не видят других способов повлиять на позицию стран Запада и на Израиль».

В апреле в американской администрации сообщали, что с октября потратили свыше $1 млрд на отражение атак хуситов и на защиту Израиля от иранских ракет. А власти Египта подсчитали, что доходы Суэцкого канала из-за нападений на коммерческие суда упали на 50%.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента