«Розничные инвесторы могут покупать или продавать валюту на внебиржевом рынке»
Экономист Александр Полиди о санкциях против Мосбиржи
Минфин США накануне расширил санкционный список, включив в него более 200 юридических и свыше 30 физических лиц. Блокирующие санкции американцы ввели в том числе против Мосбиржи, Национального расчетного депозитария, а также Национального клирингового центра. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди пояснил «Ъ-Кубань», как новые санкционные ограничения скажутся на работе биржи и как это повлияет на инвесторов.
«Биржа — это финансовый институт, где объемы спроса и предложения измеряются миллиардами долларов. Ее ценность именно в том, что она концентрирует в себе огромные ресурсы и обеспечивает полную прозрачность, универсальность и равенство условий совершения сделок. На бирже формируется справедливый и наиболее репрезентативный курс валют, ценных бумаг.
Сейчас, когда торги долларами США, Гонконга и евро на Московской бирже приостановлены, ЦБ будет формировать официальный (подчеркиваю, официальный) курс по результатам торгов на межбанковском рынке. Кстати, объемы сделок на нем превышают биржевой сегмент. Но до новых санкций миллиардный спрос и предложение концентрировались трейдерами и банками, и выдавались на биржу как на организованный рынок. Теперь все это уходит на межбанковский рынок. Центробанк точно также будет отслеживать сделки для формирования официального курса, принимать решения об интервенциях в случае целесообразности. Тем не менее на межбанке сделки на порядок более индивидуальные, а система мониторинга заявок на спрос и предложение, реальных курсов заключения сделок не дает такой информационной доступности. Но это касается только крупных трейдеров, и точно никак не относится к розничным покупателям и продавцам валюты — граждан и абсолютного большинства компаний. Подчеркиваю — меняется не механизм образования курса, а технические условия и площадка для мониторинга сделок со стороны ЦБ.
Сейчас именно на розничном рынке — проще говоря, в предложениях банка на покупку и продажу валют — происходит дисбалансное движение. Это выражается в абсолютно нехарактерных спредах — разнице в курсах покупки и продажи валюты. Было бы странно, если бы реакции не последовало. В этот курс включились спекулятивные ожидания и хорошо знакомые рынку панические настроения населения и мелких покупателей — продавцов валюты (например, экспортеров и импортеров). Компании, которые занимаются внешней торговлей, пытаются зафиксировать приемлемые и понятные для себя курсовые условия. Отсюда — хаотичное движение курсов на розничном рынке. А вот на том же оптовом межбанковском рынке не видно такой паники и, соответственно, "разбега" курсов. Ведь рынок работает в тех же самых, что и вчера, объемах спроса и предложения валют.
Если говорить об обычных розничных инвесторах, которые никогда не торговали на бирже и не имеют туда доступа, то для них даже с технической точки зрения не изменится ничего. Санкций они не почувствуют, поскольку операции совершают через трейдеров. Розничные инвесторы могут так же, как и раньше, покупать или продавать валюту на внебиржевом рынке — в обменном пункте банка при ее наличии или через банковский счет с сохраняющимися ограничениями. Курсовые условия будут изменяться в первые дни и, возможно, недели, пока рынок не успокоится и не привыкнет к новому механизму. И мы это уже видим прямо сейчас. Как курсы валют поведут себя дальше — как всегда, неопределенность, и именно по причине сохраняющегося рыночного характера формирования плавающего курса (а это абсолютное благо, так же как и конвертируемость рубля). Но точно здесь не будет драматических изменений».
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram