Стопроцентное содержание воды

В Чувашии утвердили стратегию развития пассажирских перевозок водным транспортом

Глава Чувашии утвердил стратегию развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом до 2035 года. Под нее создается компания-перевозчик со 100-процентным госучастием, приобретаются два судна. Как итог, ожидается увеличение пассажиропотока до 90 тыс. человек и расширение региональных и межрегиональных маршрутов — до семи. Стоимость программы в стратегии не указывается.

Спуск на воду судна "Метеор"

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Кабинет министров Чувашии утвердил стратегию развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом до 2035 года, распоряжение 13 июня подписал глава региона Олег Николаев. В рамках стратегии планируется создать госкомпанию. Ожидается, что она будет перевозить пассажиров не только внутри Чувашии, но и в соседние регионы. Первые рейсы должны быть запущены до 1 июня 2025 года.

В паспорте стратегии решение передать пассажирские перевозки госкомпании объясняют отсутствием экономической выгоды для частной компании — «перевозка людей и грузов по реке носит сезонный характер, поэтому в зимнее время перевозчики сталкиваются с рядом проблем — сохранение экипажей судов и подготовка судов к следующему сезону усложняется в условиях отсутствия источников дохода»,— говорится в документе. Сейчас в Чувашии пассажирскими и грузовыми перевозками занимается АО «Чебоксарский речной порт».

В Стратегии в качестве примера передачи речных пассажирских перевозок в руки госкомпании приводится опыт Нижегородской и Ростовской областей и Татарстана.

В Татарстане с 2023 года перевозками занимается компания «Флот РТ». В ее совет директоров вошли пять человек: министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, министр земельных и имущественных отношений РТ Фаниль Аглиуллин, начальник отдела ЖКХ и транспорта аппарата кабмина РТ Фаиль Салихов, помощник президента РТ Рустэм Мерзакреев и директор компании Роман Лизалин.

До 2023 года пассажирскими перевозками в Татарстане занималась частная компания АО «СК "Татфлот"», связанная с владельцем ПСО «Казань» Равилем Зиганшиним. Татфлот довольно регулярно являлся ответчиком по банкротным делам в арбитраже. В 2023 году суда компании были переданы новому перевозчику.

В Чувашии в настоящий момент перевозки осуществляются АО «Чебоксарский речной порт», которое помимо перевозки грузов и пассажиров занимается переработкой грузов, добычей и оптовой торговлей нерудными строительными материалами. 5 июня администрация Чебоксар обратилась с иском в арбитражный суд к АО «Чебоксарский речной порт». Сумма требований — 8,9 млн руб., заседание пока не назначено. Других важных споров у компании в картотеке дел не значится.

Авторы стратегии относят рост межрегиональных пассажирских перевозок в 2023 году к тому, что Татарстан и Нижний Новгород приобрели новые суда класса «Метеор». Корабль разработан в Нижнем Новгороде, производство передали Зеленодольскому заводу имени А.М. Горького (входит в состав судостроительной корпорации «Ак Барс»). 1 июня 2023 года состоялась торжественная церемония передачи компании «Флот РТ» одного «Метеора-2020».

Буксировка Метеора Михаил Девятаев

Фото: пресс-служба Приволжской транспортной прокуратуры

В самом начале навигации этого года из-за сбоев новое судно неожиданно сломалось на одном из первых же рейсов. Как стало известно впоследствии, из-за проблем в главном двигателе. Не состоялись запланированные рейсы Казань—Ульяновск. Для бесперебойной эксплуатации судов компания вынуждена была внедрить систему гарантийного и сервисного обслуживания. Больше поломок новых метеоров не фиксировалось.

Количество судов у чувашского регионального перевозчика к 2035 году должно вырасти с трех (на данный момент) до пяти, отмечается в стратегии. В Судостроительной корпорации «Ак Барс» (в состав входит завод-производитель «Метеоров») «Ъ» рассказали, что заказ на производство судов данного класса для Чувашской республики пока не размещался.

С 1 июля 2024 года должны быть организованы перевозки по маршруту Чебоксары—Казань в паритетном порядке с Флотом Татарстана. Рейсы по этому маршруту сейчас отправляются ежедневно. Стоимость билета — от 300 руб.

К 2035 году маршрутную сеть чувашского перевозчика планируется увеличить до семи на территории республики (сейчас четыре) и до семи межрегиональных маршрутов (сейчас три). Число пассажиров к 2035 году должно вырасти до 90 тыс. человек (сейчас 87 тыс.человек).

Стоимость программы в стратегии не указывается. Финансирование программы планируется осуществлять за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов. При этом в пояснительно записке отмечено, что проект не потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета.

Зарина Акбирова

Вся лента