Свежая струя на чистом листе

Как потомок итальянских иммигрантов стал надеждой французских националистов

Французскому политику Жордану Барделля, представляющему ультраправое «Национальное объединение», всего 28 лет. Но по итогам недавних выборов в Европарламент политологи считают его одним из наиболее вероятных конкурентов нынешнему премьеру страны, 35-летнему Габриэлю Атталю. Совсем недавно Атталь стал самым молодым премьером страны. Но, если французские националисты продолжат свое успешное движение вверх, кабинет министров республики может омолодиться еще сильнее.

28-летний улыбчивый Жордан Барделля начал политическую карьеру уже в 16 лет. Он стал самым молодым региональным руководителем партии, самым молодым евродепутатом и вполне может стать самым молодым премьером Франции

Фото: Benoit Tessier, Reuters

Принц-полукровка

Жордан Барделля родился в 1995 году в парижском пригороде Дранси. Его мать — итальянка, иммигрировала во Францию из Турина в 1960-х годах. По отцовской линии в роду Барделля тоже есть иммигранты — один из его прадедов переехал во Францию из Алжира в 1930-х годах и работал на стройке. Когда Жордану был всего один год, его родители развелись. Однако отец, у которого был свой собственный небольшой бизнес, продолжал помогать семье. Он оплатил для мальчика обучение в частном лицее, после которого тот смог поступить в Сорбонну на факультет географии. Однако диплом географа Барделля так и не получил, в возрасте 16 лет активный юноша увлекся политикой и вступил в ультраправый «Национальный фронт» (НФ) — не самый очевидный выбор, учитывая его происхождение. Уже через три года, в 2014 году, 19-летний активист возглавил местную ячейку НФ в родном округе Сена-Сен-Дени, став самым молодым руководителем окружной ячейки в истории партии.

Позже Барделля в своих выступлениях не раз будет обращаться к своей молодости в не самых благополучных предместьях Парижа. Он заявлял и заявляет, что уж он-то, в отличие от правящей элиты, знает реальную жизнь районов, где живет много бедноты и мигрантов.

И эта же правящая элита, по словам Жордана Барделля, довела страну до такого состояния, что «французская цивилизация может погибнуть под наплывом мигрантов, которые меняют наши обычаи, культуру и повседневную жизнь самым необратимым образом». То, что он сам является потомком мигрантов, политика ничуть не смущает.

Политологи не раз отмечали, что подобных нестыковок и противоречий в выступлениях Жордана Барделля хватает. Но у многих избирателей это не вызывает вопросов. Кроме того, как недавно написала Le Monde, сейчас во Франции по меньшей мере 25% совершеннолетних граждан страны имеют как минимум одного родителя-иммигранта. Именно поэтому газета замечает, что даже ультраправые политики и активисты «больше не боятся упоминать о своем происхождении».

Шерше ля фам

В 2015 году молодого главу райкома позвал поработать своим помощником старший товарищ по партии — депутат Европарламента Жан-Франсуа Жальк. Тот самый, который через пару лет уйдет в отставку с поста и. о. председателя партии из-за своих высказываний о Второй мировой войне: он отрицал использование нацистами отравляющего газа «Циклон-Б» в концлагерях.

Жан-Франсуа Жальк продержался на посту главы «Нацфронта» ровно три дня, после чего со скандалом ушел в отставку

Фото: Jacques Demarthon / AFP

Жан-Франсуа Жальк сразу заметил проворного юношу и посоветовал коллегам по партии тоже обратить на него внимание. И в 2015 году партия выдвинула Барделля кандидатом на выборы в региональный парламент округа Трамбле-ан-Франс. Свои первые выборы Жордан проиграл, но смог набрать солидный 41%, что позволило остаться в обойме молодых и перспективных политиков «Национального фронта». Тогда же начала приносить первые плоды политика Марин Ле Пен по «детоксикации» «Нацфронта» от хард-корного прошлого, ассоциировавшегося с одиозной позицией ее отца. Ведь в свое время именно Жан-Мари Ле Пен первым из публичных политиков Франции усомнился в том, что холокост действительно имел место, с восторгом отзывался о национальной политике Адольфа Гитлера, а маршала Петена называл «непонятым патриотом Франции».

Марин Ле Пен пошла на открытый разрыв с отцом, которого она публично осудила за неонацистские высказывания. Результат не заставил себя долго ждать.

В первом туре региональных выборов 2015 года Марин Ле Пен вышла победительницей и уже подсчитывала места в городских и районных советах. Но именно тогда французские правые и левые впервые официально договорились о разделе сфер влияния таким образом, чтобы не допустить к власти ультраправых националистов из НФ. Триумф обернулся фиаско национального масштаба.

Но Марин Ле Пен уже поняла, как нужно действовать. Продолжая дистанцироваться от прошлого НФ, она в 2017 году сделала ставку на молодых. Барделля вошел в предвыборный штаб ее президентской кампании. На выборах Марин Ле Пен тогда заняла второе место, войдя в открытый конфликт со «старой гвардией» «Нацфронта» во главе с вице-президентом партии Флорианом Филиппо. В результате конфликта Филиппо ушел из партии, уведя за собой несколько тысяч членов. Он создал собственное политическое объединение «Патриоты», которое, по мнению многих политологов, продолжило традиционную линию «Национального фронта», в отличие от линии на обновление, которого так добивалась Марин Ле Пен.

Есть только одно НО

На партийном съезде 2018 года Марин Ле Пен была единогласно избрана новым председателем партии. Что не было уж очень неожиданным исходом, поскольку в выборах участвовал только один кандидат — она сама. Было также принято решение о переименовании «Национального фронта» в «Национальное объединение» (НО), чтобы «избавиться от военной риторики». Ее отец Жан-Мари Ле Пен назвал такое переименование «политическим самоубийством». Впрочем, мнение 90-летнего основателя партии уже ничего не решало — на том же съезде был упразднен пост почетного президента партии, который он занимал последние несколько лет.

Марин Ле Пен оценила потенциал молодого Барделля: в 2017 году он вошел в ее предвыборный штаб, а спустя всего пять лет стал новым лицом французских правых

Фото: Sarah Meyssonnier, Reuters

Съезд 2018 года окончательно определил линию обновленной партии: обращаться к молодым избирателям и делать ставку на молодых политиков. Одним из таких и стал 23-летний Жордан Барделля, уже набравшийся опыта на региональных выборах и во внутрипартийных дискуссиях. На выборах в Европарламент от Франции он занял первое место в списке НО, чем заслужил от газеты Liberation эпитет «марионетка Марин Ле Пен». Колкости левой прессы не помешали НО обойти на выборах либеральную партию Эмманюэля Макрона «Вперед, Республика», а самому Барделля занять место в Европарламенте, став самым молодым евродепутатом от Франции. После удачной избирательной кампании его повысили в партии до должности второго вице-президента, а спустя два года — и до первого вице-президента.

В 2021 году он принял участие в региональных выборах в Иль-де-Франс, где потерпел неожиданное поражение, набрав всего 11%. Эксперты объяснили поражение тем, что молодой политик не смог найти точки соприкосновение с высокообразованным электоратом столичного региона. «Сыграла роль нехватка глубины (в его выступлениях.— “Ъ”) в этом университетском регионе. Его скудный образовательный бэкграунд лишь подчеркнул нехватку его опыта»,— писала тогда пресса.

Но Марин Ле Пен не собиралась отказываться от молодого и телегеничного политика. Когда она в 2022 году подала в отставку с поста президента НО, чтобы пойти на выборы президента Франции, именно Барделля стал исполнять ее обязанности на временной, а позже и на постоянной основе, победив на внутрипартийных выборах. На съезде в ноябре 2022 года Барделля уверенно обошел другого претендента на этот партийный пост — Луи Алио, которому, в отличие от Барделля, уже перевалило за 50.

Всем сестрам по серьгам

На предвыборных плакатах 55-летняя Марин Ле Пен и 28-летний Жордан Барделля, ласково прижавшись друг к другу, с надеждой смотрят в будущее. Многие сравнивают обаятельного политика с актером Ивом Монтаном (в молодости). Эксперты отмечают, что именно Барделля удалость привлечь на избирательные участки молодежь, которую в современном западном мире принято ругать за аполитичность. «Его имидж обращается к молодежи, у него много полезных идей для молодежи» — так говорят молодые французские избиратели о Барделля, который уже успел обзавестись 1,5 млн подписчиков в TikTok.

Жордан Барделля единственный из политиков вошел в топ-50 самых популярных людей Франции. Местные политики называют его хамелеоном из-за отсутствия убеждений

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Когда самому Барделля в интервью припоминают отрицание холокоста «Национальным фронтом», ксенофобские и антисемитские сентенции отца-основателя Жан-Мари Ле Пена, он говорит, что «у всех политических движений есть своя история, но я бы хотел сконцентрироваться на нашей программе до 2030 года». По мнению политологов, именно такое дистанцирование от одиозного прошлого «Национального фронта» позволило Барделля стать чистым листом, преподнеся популистские идеи в новой, более политкорректной упаковке.

Он не занимал руководящие государственные посты и не успел обзавестись скелетами в шкафу — по крайней мере, о таких пока не знает пресса. Он критикует ЕС, но не хочет «Фрексита». Он осуждает военный конфликт на Украине, но воздержался по вопросу оказания военной помощи Киеву. Как охарактеризовал его в одном из интервью бывший глава НО по связям с общественностью и медиаконсультант Паскаль Юмо, «он повторяет формулы Ле Пен, но сам является пустышкой; он полностью контролируем и к тому же имеет слабое представление о том, что происходит во Франции, не говоря уже об остальном мире».

«Что касается глубины его суждений, то она очень ограниченна. Он легок в общении, энергичен и все такое прочее — это вы видите сейчас. Но над всем этим нам пришлось работать долгие, долгие месяцы»,— отмечает медиаконсультант.

Вполне неудивительно, что такой сплав молодости в лице обаятельного Барделля и опыта в лице решительной Марин Ле Пен может в ближайшем будущем вылиться для французских националистов в нечто осязаемое. И если премьерство аналитики прочат Барделля, то только потому, что главная звезда партии Марин Ле Пен приберегла себе другое место — в президентском дворце.

Евгений Хвостик

Вся лента