Победа на все ворота
Сборная Германии в матче открытия чемпионата Европы разгромила шотландцев
Чемпионат Европы по футболу в Германии открылся матчем, в котором хозяева турнира очень легко разбили в Мюнхене своих соперников по группе A шотландцев. Тем еще, кажется, повезло проиграть со счетом 1:5.
Считается, что матчи открытия крупных турниров для их хозяев — всегда страшное испытание: давление, ответственность, нервы и все такое прочее. Но матч мюнхенский стереотипным представлениям совсем не соответствовал. Наблюдая за ним, многим из тех, кто переживает за сборную Германии, хотелось наверняка вопить во все горло от счастья, смешанного с изумлением: и мы еще сомневались в ее возможностях, в том, что прошлогодние мучения с прежним тренером Ханси Фликом, его замена на Юлиана Нагельсманна, такого молодого, выльются во что-то грандиозное?! Да вот же оно, прямо перед нами!
Это же просто идеальная команда — все двигаются, все друг друга понимают, каждый органичен в своем амплуа. Мы же как раз таких передач — через все поле, от бровки до бровки — ждали от Тони Крооса, когда он вдруг объявил, что перед завершением карьеры возвращается в национальную команду. А как же мягко этот пас принял Йозуа Киммих, как быстро определил, куда надо переадресовать мяч! И как четко им распорядился Флориан Вирц, оказавшийся вдруг в центре штрафной, там, где, если слепо верить расстановке, скорее должен быть Кай Хаверц! Но в этом-то и замысел Нагельсманна — чтобы атака была ртутной, аморфной в хорошем смысле слова. Чтобы у соперников кружилась голова от перемещений.
И что за улыбка у Вирца после его удара, который вратарь Ангус Ганн хоть и зацепил, но отбить не смог! Да он кайфует от этой игры — в 21 год, на важнейшем турнире!
И все немецкие футболисты, судя по всему, кайфуют — просто те, кто постарше, сдерживают себя.
А второй гол еще красивее. Теперь волшебный пас уже не от Тони Крооса, а от Илкая Гюндогана — пас, по диагонали разрезающий на две половинки вроде бы напичканную игроками штрафную, прежде чем добраться до Кай Хаверца. А Хаверц, само хладнокровие, не поторопился ведь, успел оценить обстановку и вместо того чтобы переть буром, скинул мяч назад — на Джамала Мусиалу. И Мусиала, умница, своим лаконичным дриблингом разобрался с Каллумом Макгрегором, как со школьником, чтобы пальнуть под перекладину. Ну что за игра!
Некоторым из этих опьяненных радостью людей можно, правда, было посоветовать, когда после мяча Джамалы Мусиалы в середине первого тайма все чуточку успокоилось, сверить свои ощущения с суровой правдой футбольной жизни. Так, а кого шотландцы вообще в последние месяцы обыгрывали? Голландцы и французы разнесли их в щепки — ну это ладно. А, например, грузины? Ничья. А норвежцы? Тоже ничья. А финны? Тоже. А североирландцы? Поражение. О, есть одна победа, пусть непростая. Но, простите, за Гибралтар же играют любители, да? И отзывы о шотландском футболе так себе: активный, но примитивный — в лучших (или, вернее, в худших) местных традициях, такой, что в нем, как в жгучей кислоте, растворяются редкие индивидуальные таланты — Энди Робертсона, Джона Макгинна, Скотта Мактоминея. Но кто в такой чудесный вечер захочет копаться в этих мелочах, спускаться с небес на землю? В этот вечер хочется парить в облаках, хоть они отчасти сотканы из иллюзий, наслаждаться футболом, не сулящим фавориту ничего скверного.
Крупным счет сборная Германии сделала перед перерывом.
Она уже однажды едва не заработала пенальти, но выяснилось, что в том эпизоде Райан Кристи врезался во вновь пустившегося в обводку Мусиалу у линии штрафной, а не за ней. Так что для шотландцев обошлось штрафным. А сейчас одиннадцатиметровый был чересчур очевидным, по крайней мере после просмотра момента на видео. Ангус Ганн выручил шотландцев, отразив удар Илкая Гюндогана головой с полудюжины метров. Дальше были попытки добивания, и заключительную сорвал Райан Портеус, вынося мяч, воткнувшийся, как кикбоксер, шипами бутс в голень Гюндогана. Наказание от арбитра Клемана Тюрпена оказалось двойным — в пакете с реализованным Каем Хаверцом пенальти шла красная карточка для незадачливого Портеуса.
В таких ситуациях принято говорить, что эти беды окончательно угробили чьи-то надежды на благополучный исход. Однако, строго говоря, надежды шотландские были угроблены гораздо раньше.
Во втором тайме Юлиан Нагельсманн с удовольствием освежал состав, кажется, в том числе для того, чтобы уходящие на скамейку Хаверц, Вирц, Мусиала могли послушать такие громкие овации в свой адрес, какие им, видимо, слышать еще никогда не доводилось. Ни одна из семидесяти тысяч глоток себя не щадила. Впрочем, и выходящие со скамейки были недурны, показывая, что в случае чего и на них можно положиться.
Например, Никлас Фюллькруг загнал мяч в сетку с какой-то сумасшедшей силой. Техника ее измерила — 111 километров в час, и эта цифра точно запомнится.
А вскоре, уже после появления рядом с ним встреченной особенно тепло живой легенды «Баварии» Томаса Мюллера, Фюллькруг мог превратиться и в автора первого дубля чемпионата. Не превратился из-за крохотного офсайда.
В матче были и еще голы, снова — немецкие, но пятый — в свои ворота. Сборная Шотландии подала стандарт, а мяч после рикошетов воткнулся в голову Антонио Рюдигера и от нее влетел в сетку. В иной день Рюдигер, вероятно, жутко переживал бы по этому поводу. В пятницу, скорее всего, разве что поразился бы тому, как бурно шотландский сектор празднует чужой конфуз.
Шестой немец Эмре Джан забил уже в правильные ворота. И уже шотландцы, не исключено, поражались: идет компенсированное время, противник повержен, на лопатках, а им все мало. Господи, ну что за ненасытность.