Машины инвалидов защитят от эвакуации
В Госдуме предложили не перемещать на штрафстоянку автомобили людей с ограниченными возможностями
Глава думского комитета по социальной политике Ярослав Нилов предложил запретить эвакуировать на штрафстоянку припаркованные с нарушениями автомобили с опознавательным знаком «Инвалид». Такие авто должны перемещаться в ближайшее подходящее место, где не будут создавать помех движению, говорится в подготовленных парламентарием поправках к КоАП. Подобную схему применяют коммунальные службы при проведении уборки городских улиц. В правительстве инициативу призывают существенно доработать, чтобы она не привела к «формированию противоречивой правоприменительной практики».
Ярослав Нилов (ЛДПР) вчера внес в Госдуму проект поправок к статье 27.13 КоАП. В ней, напомним, перечислены составы правонарушений (стоянка на пешеходном переходе, на автобусной остановке, тротуаре и т. д.), при которых действует обеспечительная мера в виде перемещения транспортного средства на штрафстоянку. Господин Нилов предложил скорректировать норму, добавив примечание, согласно которому машина с опознавательным знаком «Инвалид», то есть принадлежащая инвалиду или его перевозящая, перемещается не на штрафстоянку, а в ближайшее подходящее место, где не будет создавать препятствий для движения. Так, отметим, действуют коммунальные службы при проведении уборки городских улиц.
Граждане часто сталкиваются с дорожными знаками, которые противоречат ГОСТу, разметке или установлены без предупреждения, подчеркивает Ярослав Нилов. «В результате водители, ставя машину на привычное для них место стоянки, попадают в зону действия знаков и в дальнейшем вынуждены тратить силы и время, а также материальные средства для поиска машины,— сказано в пояснительной записке.— Для граждан, имеющих статус лица с ограниченными возможностями, это объективно бывает крайне затруднительно и дорогостояще». Напомним, услуги по эвакуации на штрафстоянку и хранение транспортного средства оплачивает владелец, причем региональные власти, которые администрируют нарушение, регулярно индексируют тарифы.
Столичная мэрия, к примеру, последний раз поднимала цены 20 мая: перемещение на штрафстоянку легковой машины с двигателем мощностью до 80 л. с. подорожало с 5,92 тыс. до 6,52 тыс. руб., мощностью 80–250 л. с. — с 9,45 тыс. до 9,97 тыс. руб.
Ряд граждан не могут свободно передвигаться без своей машины, в связи с чем задержание их транспортного средства может повлечь за собой и «физические страдания», добавляет Ярослав Нилов, особенному риску в этом случае подвергаются инвалиды-колясочники с патологией нижних конечностей.
Депутаты не первый раз пытаются упростить правила или смягчить наказания для автовладельцев-инвалидов. В 2022 году ЛДПР предлагала разрешить инвалидам бесплатно парковать свои авто на любых местах в зонах платной парковки. Несмотря на то что законопроект поддержали власти 15 субъектов РФ, Госдума его отклонила. В начале года парламент также отклонил законопроект фракции «Справедливой России — За правду» по отмене транспортного налога для автовладельцев-инвалидов.
По данным Росстата на 31 декабря 2023 года, в России числилось более 11 млн инвалидов, из них граждан с I группой — 1,3 млн, II группой — 4,4 млн, III группой — 4,5 млн, детей-инвалидов — 0,75 млн.
Юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор уточняет, что в стране насчитывается 755 тыс. детей-инвалидов. «Когда устанавливались специальные привилегии для автомобилей, которыми владеют или которые перевозят людей с ограниченными возможностями, законодатель исходил из того, что для инвалидов, особенно детей-инвалидов, часто недоступны другие возможности (самостоятельное передвижение, общественный транспорт, такси), в том числе в жизненно важных ситуациях,— подчеркнул он.— Именно поэтому такие автомобили могут ездить и останавливаться там, где остальным гражданам предлагается использовать иные варианты. Однако возможная эвакуация такого автомобиля на штрафстоянку делает эти меры бессмысленными». «Всем нормальным людям очевидно, что инвалиду очень тяжело мотаться по штрафстоянкам,— поддерживали идею в движении автомобилистов "Синие ведерки".— Если машина инвалида не мешает движению, ее просто вообще не должны трогать. Ничто не мешает выписать штраф и не подвергать человека этой пытке — наматывать километры на такси и маршрутках в поисках авто».
В правительстве (законопроект внесен в Госдуму сразу с правительственным заключением) обратили внимание, что эвакуация автомобилей на штрафстоянку применяется не только при нарушениях правил парковки, а также при других правонарушениях, имеющих «наибольшую степень общественной опасности» (например, когда водитель находится в состоянии алкогольного опьянения).
Статистика, свидетельствующая о числе нарушений, совершенных инвалидами, не публикуется, но в сводки региональных УГИБДД периодически попадают случаи, когда инспекторы останавливают пьяных граждан с инвалидностью за рулем.
Если отменить для таких нарушителей эвакуацию, ГИБДД не сможет исключить такого водителя из дорожного движения, обращают внимание в правительстве: «Предлагаемая норма не соответствует требованиям точности, недвусмысленности и формальной определенности правовой нормы, что в случае принятия законопроекта приведет к формированию противоречивой правоприменительной практики. Законопроект требует существенной доработки».