«Народный фронт» в базарный день
Парламентский кризис во Франции
В воскресенье, 16 июня, во Франции завершилась регистрация кандидатов в Национальную ассамблею. Все претенденты на 577 депутатских мест отныне известны. Впереди опросы, избирательные кампании и, наконец, голосование 30 июня и 7 июля. Проведенная в авральной спешке после неожиданного объявления президента 9 июня о роспуске парламента мобилизация уже принесла немало неожиданностей. Рассказывает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.
Центр внутриполитической жизни, пропаганды и агитации — воскресный рынок. Я рассматриваю две врученные мне листовки разных кандидатов. Красная — левого «Народного фронта». Синяя — правых «Республиканцев». «Только мы можем остановить крайне правых»,— значится на красном листке. «Только мы можем остановить крайне левых»,— утверждается на синем. Вокруг фонтана в центре площади расположился круг избирателей.
«Красные» здесь вольно перемешаны с «синими», без очевидных конфликтов, две дамы предлагают коммунистическую воскресную L’Humanite, но синие баклажаны берут охотнее, чем красную прессу.
«Берите! Вот прекрасные макрo (макрели, они же скумбрии.— “Ъ”),— говорит продавец.— Да нет, не Макрон, Макрона я бы вам не предлагал». Президента и вправду не предлагают, даже депутаты его движения «Ренессанс» на избирательных афишах предпочитают красоваться отдельно. Многие считают, что Эмманюэль Макрон поступил недопустимо легкомысленно, распустив парламент и поставив на кон судьбу страны, готовой упасть в руки крайне правых из «Национального объединения» (RN) Марин Ле Пен. «Этот роспуск представляет собой серьезный риск для страны, и без того раздробленной, потому что это может ввергнуть ее в хаос»,— сказал в интервью еженедельнику Le Journal du Dimanche экс-президент Николя Саркози.
Марин Ле Пен в интервью газете Le Figaro предпочла отказаться от ярлыка «крайне правых»: «Я не верю в возвращение к разделению на левых и правых. RN — патриотическая партия, целью которой не является привязка к какой-либо категории, будь то правая или левая». Она изо всех сил старается за оставшиеся до выборов две недели расширить свою избирательную базу, поэтому нашла слова ободрения и для «Республиканцев», присоединившихся к победному маршу RN (как сделал это глава партии Эрик Сьотти, которого с тех пор возмущенные соратники уже дважды исключали из партии, но никак не могут довести дело до конца), и для оставшихся в стороне, и даже для претендентов от президентского лагеря. Всех их она считает всяко более полезными для страны, чем созданный левыми под знаменами радикалов из бывших Nupes «Народный фронт»: «Очевидной угрозой для страны является Nupes II, который хуже, чем Nupes I. Это лево-исламистское движение, которое почти открыто выступает за уничтожение всех наших свобод, и первой из них — свободы быть французом».
Левые и вправду удивили некоторыми кандидатами из объединенного списка вроде левого боевика Рафаэля Арно, внесенного властями за его акции в список S, или Али Диуара, обладателя паспортов Франции и Гамбии, открыто проклинающего в соцсетях «евреев» и «белых», или функционеров меланшоновской LFI, привлеченных к суду за поддержку террористов «Хамаса» после убийств 7 октября 2023 года, или печально прославившегося тем же главы карликовой Новой антикапиталистической партии (Le Nouveau Parti anticapitaliste) Филиппа Путу.
Известный карикатурист Оливье Рансон в связи с этим изобразил беседу Марин Ле Пен с ее отцом, основателем «Национального фронта». «Папа, в этот раз мы победим благодаря антисемитизму»,— говорит Марин. «Я всегда знал, что не надо отказываться от наших ценностей»,— радостно отвечает патентованный юдофоб Жан-Мари Ле Пен. «Да нет,— уточняет дочь,— благодаря антисемитизму левых!»
Антикапитализм у «Народного фронта» и вправду органично слился с антисемитизмом, не только в связи с личными воззрениями его функционеров, но и для того, чтобы привлечь на свою сторону максимальное количество мусульманских избирателей, которым давно делает авансы глава «Непокорившейся Франции» Жан-Люк Меланшон.
Ко всеобщему удивлению, в ряды «Народного фронта» встал и экс-президент Франсуа Олланд, выдвинувшийся от Социалистической партии в Коррезе, откуда в свое время он отправился на бой за Елисейский дворец. Обозреватели задают вопросы, что может объединить умеренного и упитанного социалиста с яростными леваками. На что господин Олланд отвечает: «В исключительной ситуации — исключительное решение».