«Экономия ведет к снижению производительности»
Андрей Недужко, гендиректор агрохолдинга «Степь»
О потребностях сельхозпроизводителей и проекте по контрактному производству сельхозтехники “Ъ” рассказал гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система») Андрей Недужко.
— Сельхозпроизводители и раньше говорили о снижение рентабельности, а в этом году ситуация для многих участников рынка осложнилась потерей части урожая из-за погодных факторов. Есть ли у аграриев возможности экономить на обновлении техники или это может быть рискованно?
— Экономия, которая оборачивается отказом от обновления парка техники и внутренним каннибализмом, в конечном итоге ведет к снижению производительности. Можно выбирать более дешевые модели, однако, как правило, это оборачивается снижением качества эксплуатации, срока службы техники.
— Насколько осложнилась ситуация с обслуживанием техники в последние годы?
— Ситуация с обслуживанием сельхозтехники осложнилась в первую очередь в связи с дефицитом специалистов. Опытные инженеры и механики со стажем более пяти лет предпочитают уходить в другие сферы. Кроме того, существенно выросло плечо доставки запчастей, если речь идет об импортных машинах. Решением может стать замена парка европейской и американской техники.
— Для агрохолдингов важно иметь относительно однородный парк?
— Это позволяет тратить меньше времени и ресурсов на обслуживание, поиск комплектующих, сокращает цепочку контрагентов. Кроме того, в условиях однородного парка появляется возможность корректно сравнить правила эксплуатации и рабочие возможности техники.
— У вас появился проект по контрактному производству сельхозтехники под собственным брендом. Часть техники должна разрабатываться в Китае по вашему заданию, другая — на площадках в РФ, а затем поступать в производство в КНР и РФ. Зачем вам это нужно?
— Новое направление бизнеса под брендом Sterus выросло органически благодаря развитию технического дивизиона агрохолдинга. В структуре уже создана машинно-тракторная станция с ремонтной базой, несколько лет в компании работает собственный центр R&D. Другими словами, компетенции и ресурсы у нас есть.
В течение последних лет мы вместе с индустриальными партнерами в РФ работали над новыми образцами сельхозтехники, сейчас настал этап масштабирования.
Готовы поставлять на рынок широкую линейку тракторов — от маломощных до машин большой мощности, комбайнов разной мощности, самоходные гидравлически регулируемые опрыскиватели с клиренсом до 2 м и др. В ближайших планах — телескопические погрузчики, животноводческая техника, а также масла, смазочные материалы, топливные и масляные фильтры и т. д.
— Каковы инвестиции в проект и условия производства?
— Без комментариев.
— Считаете, что на технику под вашим брендом может быть спрос?
— На данный момент отмечается в той или иной степени дефицит различных позиций сельхозтехники на российском рынке. Это касается определенных видов тракторов, комбайнов, а также сеялок для пропашных культур, которые работают по технологии No Till (технология прямого посева без обработки почвы.— “Ъ”), прессов для гранулирования комбикормов и т. д.
Даже если определенные единицы предложены к реализации на рынке, то они могут быть не всем доступны по цене, либо не полностью соответствовать запросам потребителя по качеству. Пространство для конкуренции на российском рынке сельхозтехники есть.