В Израиле наступил сезон роспусков
Премьер Биньямин Нетаньяху расформировал опустевший кабинет военного времени
Кабинет военного времени — консультативный орган правительства Израиля, созданный вскоре после 7 октября прошлого года для выработки стратегии войны против палестинской группировки «Хамас»,— прекратил существование. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху 17 июня официально объявил о его роспуске. Обсуждать и принимать решения будет Совет национальной безопасности, а также, вероятно, новый совещательный орган из четырех-пяти человек. При этом израильские СМИ отмечают, что теперь «более воинственные голоса» в израильском руководстве могут стать слышнее.
Решение о роспуске кабинета военного времени было ожидаемым. Неделей ранее орган покинули два из пяти его членов — представляющие оппозицию экс-глава Минобороны Бени Ганц и бывший глава Генштаба Гади Айзенкот. Без их участия нужды в этом органе более нет, уточнил 17 июня Биньямин Нетаньяху.
Как передает израильский 12-й канал, на регулярном заседании кабинета министров 16 июня Биньямин Нетаньяху заявил, что «для достижения цели ликвидации возможностей "Хамаса"» ему приходилось принимать решения, которые «не всегда были приемлемы» для военного руководства. При этом он подчеркнул: «У нас есть страна с армией, а не армия, у которой есть страна». То есть премьер четко дал понять: принимать решения и диктовать условия военной операции в Газе будет он, глава кабинета министров, а не военные.
В первую очередь господин Нетаньяху имел в виду Бени Ганца и Гади Айзенкота, которые не одобряли стратегию премьера, подразумевающую борьбу с «Хамасом» до полной победы. Они настаивали, что нужно как можно скорее согласовать сделку с палестинцами, чтобы освободить удерживаемых в Газе заложников. Кроме того, господин Нетаньяху, вероятно, подразумевал нынешнего главу Минобороны Йоава Галанта, который ранее настойчиво призывал премьера обнародовать четкий послевоенный план для Газы.
Политического землетрясения роспуск кабинета военного времени не вызовет.
Теперь вопросы, которые ранее обсуждались в узком кругу при участии оппозиции, будет рассматривать действующий на регулярной основе Совет национальной безопасности. В этот орган входит большинство членов правительства Израиля, включая и ультраправых партнеров Биньямина Нетаньяху. Собственно, Совет нацбезопасности считается (и все это время считался) единственным законным органом, который может принимать решения по военной операции в Газе.
При этом, как пишет газета «Гаарец», премьер Нетаньяху параллельно создает консультационный совет, который будет обсуждать и принимать деликатные решения по дальнейшему ведению операции. Туда войдут четыре-пять человек. Газета назвала в числе членов совета министра обороны Йоава Галанта, министра по стратегическим вопросам Рона Дермера (оба входили в кабинет военного времени), а также главу Совета нацбезопасности Цахи Ханегби и председателя ультрарелигиозной партии ШАС Арье Дери, который был наблюдателем в военном кабинете.
Официального подтверждения этой информации от канцелярии премьера по состоянию на вечер понедельника не было. Между тем совет уже собирался в таком формате 13 июня. Канцелярия Биньямина Нетаньяху назвала ту встречу «консультациями по вопросам безопасности».
Как пишет газета «Едиот Ахронот», неясно, какой из органов — Совет нацбезопасности или малый консультативный совет — получит приоритет при принятии решений.
Высока вероятность, что теперь решения будет принимать широкий совет, куда входит более 50 человек и где «доминируют более воинственные голоса», отмечает издание. Этот орган, в отличие от более взвешенного кабинета военного времени, где голоса оппозиции и центристов уравновешивали наиболее радикальные инициативы, может оказаться гораздо более агрессивным, подчеркивает «Едиот Ахронот». И такая политика, как считает издание, может дать премьеру «больше политического прикрытия для продолжения войны в Газе».
«Гаарец» отмечает: роспуск кабинета военного времени был в большей степени символическим жестом, поскольку этот орган, как справедливо признал Биньямин Нетаньяху, после ухода Бени Ганца и Гади Айзенкота перестал иметь какое-либо значение. Однако в эту, пусть и опустевшую структуру усиленно рвались правые союзники премьера по коалиции — министр нацбезопасности Итамар Бен-Гвир и министр финансов Бецалель Смотрич. Они неоднократно жаловались, что их отстранили от обсуждения военных вопросов: в частности, они не видели мирный план президента США Джо Байдена по Газе и никак не участвовали в обсуждении условий Израиля на переговорах с «Хамасом». На прошлой неделе министр Бен-Гвир направил премьеру письмо с просьбой включить его в кабинет военного времени, отметив: после отставки министров Ганца и Айзенкота «больше нет оснований бойкотировать и исключать (из этого органа.— “Ъ”) партнеров», сообщает канал Kan. «Гаарец» допускает, что Биньямин Нетаньяху распустил военный кабинет именно для того, чтобы не пускать в него правых министров.
Как бы то ни было, позиции правых сил в руководстве страны, похоже, укрепляются. Так, Бецалель Смотрич пролоббировал жесткие меры против Палестинской администрации, предполагающие помимо прочего строительство четырех еврейских поселений, а также санкции против стран, признавших Палестину государством. Ожидается, что эти шаги правительство Израиля одобрит уже в ближайшие дни.