Бизнес в Удмуртии все больше обращает внимание на электрокары

Перспективы эксплуатации грузовиков, коммунальной техники и автобусов на электротяге обсудили эксперты в Ижевске

Круглый стол «Электрокары в бизнесе и городской мобильности. Перспективы развития в Удмуртии и опыт регионов» прошел в Ижевске. Эксперты из семи городов России поговорили о сложившемся опыте эксплуатации электротранспорта в бизнесе. Также подняли тему интеграции в коммерческие перевозки беспилотной спецтехники.

Фото: Анна Давыдова

Круглый стол состоялся в рамках Второго всероссийского форума «ЭлектроФест-2024», организованного сообществом «Электродвижение Удмуртии» при поддержке администрации главы и правительства республики и администрации Ижевска. «Коммерсантъ-Удмуртия» выступил главным партнером деловой программы.

Меры стимулирования

Продажи легкового электрического транспорта ставят рекорды, и доля рынка электрокаров для бизнеса постепенно увеличивается. Предприниматели разворачиваются в сторону более экологичного и экономичного транспорта. Компании приобретают электрогрузовики для транспортировки грузов, а в парках муниципалитетов появляются электробусы.

Фото: Анна Давыдова

Основными причинами перехода на электротранспорт эксперты назвали значительное улучшение экологической обстановки, удешевление логистики и эксплуатационных расходов.

По разным оценкам, в большинстве крупных городов до 90% выбросов дает именно автомобильная техника. Электромобили могут снизить проблему загазованности, считают участники мероприятия. Именно поэтому государство заинтересовано в том, чтобы бизнес как можно быстрее и больше переходил на электромобили. И для этого предоставляет льготы и субсидии.

Алексей Горбачев, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии

Фото: Анна Давыдова

«Во-первых, на сегодняшний день владельцы электромобилей освобождены от транспортного налога,— рассказал Алексей Горбачев, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии.— Во-вторых, тем предприятиям, которые организовывают места зарядки электротранспорта, предоставляется субсидия через министерство промышленности. Есть национальный проект «Безопасные качественные дороги», в рамках которого можно приобрести автобусы и электробусы по программе субсидирования, где 60% стоимости оплачивает РФ, а 40% — тот, кто эту технику приобретает. Чтобы получить те или иные меры поддержки, нужно обратиться в минпромторг республики, если вопрос касается организации зарядных станций, и в миндортранс Удмуртии, если предприниматель хочет приобрести коммерческий транспорт для пассажирских перевозок».

Андрей Боровиков, руководитель сообщества электромобилистов «Электродвижение Удмуртии» (на фото в центре)

Фото: Анна Давыдова

Андрей Боровиков, руководитель сообщества электромобилистов «Электродвижение Удмуртии»: «Запрос потенциальных клиентов на коммерческий транспорт с каждым годом растет. Ко мне обращаются предприниматели за консультацией по его выбору, потому что они уже начали понимать экономику эксплуатации такого транспорта. Коммерческие электрокары — это не только перевозки грузов, но и коммунальная сфера. В ней, на мой взгляд, использование электрокаров только должно расти. Например, даже такой простой момент — мы, как жители городов, прекрасно понимаем, что, если по утрам под окном будет чистить дороги бесшумный трактор, это будет гораздо приятнее».

Руслан Магеррамов, региональный директор лизинговой компании CARCADE

Фото: Анна Давыдова

Руслан Магеррамов, региональный директор лизинговой компании CARCADE, Ижевск: «Сейчас в лидерах продаж среди коммерческого электротранспорта складская техника — небольшие кары, погрузчики. На коммунальную технику с электротягой спрос также растет. Большей популярностью пользуются китайские бренды, так как предложений от российских производителей очень мало. При этом со стороны бизнеса есть большой запрос на кузов типа «универсал», но на сегодняшний день альтернативы ему нет. Отмечу, что CARCADE является постоянным аккредитованным участником программы льготного лизинга с момента ее старта в 2015 году. Мы оперативно реализуем господдержку через программу Минпромторга России. За 2023 год CARCADE выдано клиентам с применением субсидий 6 250 транспортных средств».

Петр Протопопов, руководитель отдела продуктового планирования EVOLUTE

Петр Протопопов, руководитель отдела продуктового планирования EVOLUTE (производитель автомобилей EVOLUTE, Пермь): «Большой опыт эксплуатации автомобилей EVOLUTE наработан в Нижнем Новгороде. В частности в таксопарке «Нижегородец» в настоящее время более 320 автомобилей Evolute i-PRO. В городе есть 125 быстрых зарядных станций с максимальной мощностью 150 кВт, поэтому для такого объема электромобилей нет никаких проблем с «зарядкой», и это не учитывая частные домашние зарядные станции. EVOLUTE есть и в таксопарках Краснодарского края. Все города, которые стремятся к «зеленым» такси, наш завод готов обеспечивать доступным и очень комфортным электротранспортом. Отмечу, что на покупку автомобилей EVOLUTE распространяется господдержка как для компаний, так и для частных лиц».

Электромобилизация

В данный момент электромобили активно используются российскими предпринимателями для коммерческих целей. Большие надежды возлагаются на выпуск в серийное производство электрической LADA Largus. Автомобиль и сейчас используется для коммерческих перевозок, а с появлением электрической версии спрос должен существенно возрасти, если при этом будет конкурентная стоимость, считают эксперты.

Также на рынке активно эксплуатируется техника на электротяге для коммунальных служб. К примеру, КАМАЗ выпустил «небольшой городской грузовик с запасом хода до 300 км в день. На него можно установить малогабаритный мусоросборный танкер и другие популярные в коммунальных службах элементы», рассказал Олег Афанасьев, официальный представитель ПАО «КАМАЗ». В этом сегменте техники завод предлагает и полноценный большой грузовик на электрической тяге, который позволяет бесшумно проехать дворы, собрать мусор и отвезти его на полигон ТБО, сообщил господин Афанасьев.

Спикеры также затронули темы эксплуатации электробусов и развитие беспилотного коммерческого транспорта.

Алексей Горбачев, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии: «Мы рассматривали возможность эксплуатации электробусов в регионе, но из-за отсутствия необходимой ультрабыстрой зарядной инфраструктуры все-таки решили пойти по другому пути. ИжГЭТ в этом году выводит на тестовый период троллейбус с автономным ходом. В планах организовать маршруты с ним в новые жилые микрорайоны, куда еще общественный транспорт не запущен. Это один из вариантов экологичной повестки — построить маршрутную сеть для движения троллейбусов на автономном ходе».

Олег Афанасьев, официальный представитель ПАО «КАМАЗ»

Олег Афанасьев, официальный представитель ПАО «КАМАЗ»: «Муниципалитеты стараются переходить на электротранспорт, так как за счет этого значительно улучшается экология. В городах нет необходимости иметь автобусы с двигателем внутреннего сгорания. Как показала практика, они очень хорошо заменяются электробусами. Уже более тысячи автобусов КАМАЗ на электротяге эксплуатируется в Москве. В столице планируют и далее заменять автобусы на ДВС электрическими моделями. Кроме того, электробусы эксплуатируют в Ростове, Волгограде и других городах России. Конечно, для внедрения такого общественного транспорта нужна модернизация зарядной инфраструктуры. Причем муниципалитеты выбирают разные ее вариации. В Москве в среднем маршрут электробуса составляет 40 км, поэтому для создания зарядной системы там выбрали ультрабыстрые станции. До 80% заряда электробуса восполняется за шесть минут в дневную рабочую смену. В Санкт-Петербурге — это медленные "ночные" зарядные станции, а маршрут электробуса составляет 300 км. Отмечу, что создание инфраструктуры для общественного транспорта на электротяге однозначно станет базой для ввода в эксплуатацию коммунальной техники с электродвигателем».

Петр Протопопов, руководитель отдела продуктового планирования EVOLUTE (Пермь): «Мы в EVOLUTE заинтересованы в том, чтобы сделать электромобиль доступнее для самых обычных потребителей, которым просто нравится большое количество плюсов электромобиля. Это тихий ход и гораздо меньшие эксплуатационные расходы, более доступная стоимость одного километра движения. Электродвигатель обладает очень феноменальными характеристиками. Даже на самых маленьких электрокарах можно получить то чувство, когда от быстрого развития скорости тебя вжимает в кресло. Поэтому две первые модели, которые вышли с производства, это были небольшие седан Evolute i-PRO и кроссовер Evolute i-JOY. Сейчас модельная линейка расширилась уже до шести автомобилей. Добавилась гибридная модель. И в скором времени вы увидите небольшой коммерческий автомобиль для перевозки пассажиров. Отмечу, что сейчас в EVOLUTE очень важная веха – мы начинаем тестировать батарею российской компании "Системы автономной энергии". Наша задача максимально локализовать производство в стране компонентов именно для электромобилей, поэтому ведем переговоры и с другими предприятиями для замены большего числа комплектующих на отечественные».

Сергей Катков, руководитель направления ЭЗС, компания «Парус-Электро», Москва

Фото: Анна Давыдова

Сергей Катков, руководитель направления ЭЗС, компания «Парус-Электро», Москва: «Компания «Парус электро» является производителем полного цикла зарядных станций. Наш главный посыл для регионов заключается в том, чтобы дать комплекс услуг: предоставить электромобиль для различной отрасли применения, зарядную инфраструктуру с операторскими функциями и помочь муниципалитетам минимизировать стоимость подключения зарядных станций для финальных инвесторов. С 2023 года «Парус электро» вошел в госкорпорацию "Росатом". С подразделением "Кама", производителем автомобиля "Атом", мы взаимодействуем очень плотно, так как находимся в одном контуре. Совместно с одним из операторов «Атомэнерго» предоставляем полный спектр услуг по зарядной инфраструктуре. Предлагаем технические решения, которые важны областям и муниципалитетам. Одно из них – это система балансировки мощности. Так, с помощью зарядных хабов с нашей помощью можно в одной локации размещать большое количество станций».

Екатерина Беспятых, руководитель проекта АО ГК «Современные транспортные технологии»

Фото: Анна Давыдова

Екатерина Беспятых, руководитель проекта АО ГК «Современные транспортные технологии», Нижний Новгород: «"Современные транспортные технологии" — крупнейший российский торговый дом коммерческой и пассажирской техники. В нашей модельной линейке представлен широкий ряд автомобилей, работающих как на традиционных, так и на альтернативных видах топлива. Мы считаем, что любая техника должна соответствовать задачам бизнеса, только тогда она, как инструмент, продемонстрирует максимальную эффективность. Так, например, модели на сжатом природном газе подойдут тем владельцам, которые желают снизить расходы на топливо. Экологичный в части выбросов электротранспорт также подходит для компаний, перед которыми стоит задача по оптимизации расходов на обслуживание автопарка. Еще одно из преимуществ коммерческих электрокаров — удобство эксплуатации. Такой автомобиль практически не создает шум и вибрации при движении. Кроме того, на электрокарах нет привычной трансмиссии, а выбор режимов движения, в частности на "Газель e-NN" происходит через специальный поворотный контроллер, что повышает комфорт для водителя. Стоит отметить, что запас хода на "Газель e-NN" может достигать 150 км, а поддержка системы быстрой зарядки позволят восполнить батарею до 80% за 20 минут. Восполнить заряд можно также при торможении, благодаря системе рекуперации. "Газель e-NN" может быть представлена в разных видах кузовов, включая цельнометаллические фургоны и автобусы».

Марат Салахов, директор ООО «Энергоразвитие»

Марат Салахов, директор ООО «Энергоразвитие», Казань (производство зарядных станций NSP, первый российский электрогрузовик EVM-PRO — официальный представитель): «Представляю электрогрузомобиль для внутригородской логистики EVM-PRO, созданный на базе УАЗ. Он практически полностью создан из российских комплектующих (на 67%), в том числе электродвигатель, силовая и бортовая электроника отечественного производства. Полезная нагрузка транспорта — 1 тонна, снаряженная масса – до 3 тонн. То есть для управления этим автомобилем достаточно прав категории Б. При полной загрузке запас хода EVM-PRO на одном заряде составляет 300 км. Кузов может быть в нескольких исполнениях: промтоварный фургон, еврофургон, изотермический авторефрижератор. Сейчас по заказу местной сетевой компании на базе EVM-PRO собираем передвижную электролабораторию. Кроме того, завод планирует сертифицировать пятиместный фургон. С помощью этого грузовика можно экономить на топливе и на обслуживании, которого требуется в три раза реже, чем для авто на ДВС. Кроме того, объем ТО на 50% меньше, чем у бензиновых грузовиков. Приятный бонус — льготы в виде бесплатных парковок, проезда на федеральных трассах, отсутствие транспортного налога, государственное субсидирование на приобретение автомобиля в лизинг или в кредит до 925 тыс. руб. Еще одним преимуществом отечественного электрогрузомобиля является официальная гарантия 5 лет и возможность обслуживания в любом сервисном центре УАЗ страны».

Камни в колесах и решения

Несмотря на то, что запрос предпринимателей на покупку коммерческого электротранспорта с каждым годом растет, в Удмуртии переход на электромобили для бизнеса идет не так активно, как в других регионах. Связано это, по мнению участников круглого стола, с недостаточно развитой ультра-быстрой зарядной инфраструктурой.

Эксперты поговорили и об альтернативных вариантах. Например, о подключении зарядок для электробусов к имеющемуся городскому электрокаркасу. Обсудили и другие неочевидные проблемы в Удмуртии относительно развития коммерческого транспорта на электротяге.

Александр Сергеев, директор по развитию компании «Верно-групп» (на фото справа)

Фото: Анна Давыдова

Александр Сергеев, директор по развитию компании «Верно-групп»: «Я расскажу, как обстоят дела на практике. Давно наблюдаю, как меняется рынок электромобильности. Тенденция неоднозначная, некоторые чиновники живут только своими сроками, рассуждают, что очень круто ездить и дальше на бензине. Мы бы так на угле и передвигались, если бы жили только мыслями представителей власти. В любом случае экономика, а в данном случае макроэкономика и КПД действия электротяги, обойдет любые другие носители. Можно поспорить, естественно, с атомной реакцией, но это чуть позже. В сравнении с тривиальными носителями — газ, нефть, бензин, соляра и так далее — электротяга точно выигрывает. Кроме развития в Удмуртии зарядной инфраструктуры, наша компания планирует создать парк электротакси в республике и сейчас проводит его тестирование. Мы видим, что авто на заряде по содержанию примерно в 3,5 раза дешевле парка моделей на ДВС».

Марат Нургалеев, коммерческий директор компании «Энергоинновации»

Фото: Анна Давыдова

Марат Нургалеев, коммерческий директор компании «Энергоинновации» (Зеленодольск, Татарстан): «Компания E-PROM — один из крупных российских производителей зарядных станций для электротранспорта. Более 500 станций нами уже установлено в более чем 30 регионах России. Мы изготавливаем три основные группы зарядных станций: быстрые, медленные переменного тока и ультрабыстрые для общественного электротранспорта. Последние — одно из перспективных направлений. Ультрабыстрые зарядки для общественного электротранспорта имеют мощность от 300 кВт и применяются для электробусов. Важно, что станции E-PROM могут питаться не только от сети переменного тока, как все остальные быстрые зарядные станции, но и от сети постоянного тока. Это дает возможность их подключения к существующей инфраструктуре для трамваев, троллейбусов. То есть необязательно строить новые трансформаторные подстанции для организации в городах парков электробусов».

Сергей Катков, руководитель направления ЭЗС, компания «Парус-Электро», Москва: «Большое направление — развитие коммунального транспорта на электротяге. Наша компания входит в рабочую группу Совета федерации по разработке документации относительно использования этой техники муниципалитетами. Очень важный момент, в том числе как раз для Удмуртии, заключается в том, чтобы в текущем году оценить возможность применения этого транспорта. Также написать дорожную карту по переходу на такую коммунальную технику с 2025 года. А для нее нужно предварительно рассматривать создание зарядной инфраструктуры, отдельную от предназначенной для легкового транспорта. Очень важно, чтобы она не пересекалась, так как коммунальная техника должна работать постоянно, перебоев быть не может».

Олег Афанасьев, официальный представитель ПАО «КАМАЗ»: «На трассе М11 между Москвой и Санкт-Петербургом создана так называемая опытная зона для большегрузного транспорта без водителя. Беспилотные фуры КАМАЗа пока с инженером в кабине транспортируют грузы по этому участку дороги. И это уже не испытания, а этап опытной эксплуатации. Для внедрения беспилотного транспорта есть ряд требований, например, необходимы дороги, полностью покрытые связью как минимум 4G, хорошая разметка. Если все необходимые условия для использования техники без водителя выполнены, с точки зрения эксплуатации препятствия для ее ввода в работу нет. Есть законодательные, так как сейчас этап испытаний, и все-таки морально-психологические ограничения».

Дмитрий Пименов, коммерческий директор компании по аренде автомобилей «Шефмобиль»

Фото: Анна Давыдова

Дмитрий Пименов, коммерческий директор компании по аренде автомобилей «Шефмобиль»: «Наша компания имеет в парке более 400 автомобилей на ДВС в шести городах: Ижевске, Казани, Краснодаре, Чайковском, Сарапуле, Глазове. Более 26 вариантов автомобилей мы предоставляем для посуточного проката, а также в долгосрочную аренду для путешествий или бизнеса. У нас было желание расширить свой парк автомобилями EVOLUTE. Но наш опыт эксплуатации электрокаров закончился еще не начавшись. Когда дошло до момента подключения зарядной станции и электрификации, выяснилось, что наше здание было не готово к приему дополнительного потребления электричества, и собственник отказал в данной перспективе. Для бизнеса, желающего начать эксплуатацию электромобилей, нужно единое окно, где можно было бы получить все необходимые консультации и пакет услуг по установке зарядных станций и другим сопутствующим темам».

Алексей Горбачев, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии: «Будущее за электромобилями — это бесспорно. В Совете федерации в настоящее время разрабатываются новые нацпроекты, которые касаются и развития электротранспорта. Я думаю, после выхода этих программ определятся услуги для бизнеса, желающего использовать электротранспорт и развивать зарядную инфраструктуру — одно окно входа для обращений и решения вопросов на эту тему. И, скорее всего, до минимума будут сокращены сроки на ответы по таким обращениям».

Евгения Перевощикова, Гульнара Вазихова

Вся лента