«В проекте задействовано все городское пространство»
Дмитрий Буткевич — об арт-маршруте «Суздаль. Портрет»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, каким получился проект куратора Марины Лошак и художницы Ирины Затуловской.
В городе Суздаль, который уже через полтора месяца отметит 1000-летие с момента первого упоминания в «Повести временных лет», множатся арт- и гастро-проекты. Последних заметно больше, и это понятно: они рассчитаны на широкий круг, так сказать, потребителей. У арта этот круг значительно уже, но и здесь — резиденции, концерты, театральные перформансы, выставки.
Вот только открылся очередной проект «МИРА центра», который основан меценатом Дмитрием Разумовым, «Суздаль. Портрет». Он как раз претендует на расширение аудитории художественных активностей, по крайней мере, физическое. Здесь задействовано все городское пространство.
Давайте подробнее. Куратор Марина Лошак и художник Ирина Затуловская замыслили создать «портрет города» из двух составляющих. Первая — выставочная: экспозиция расположилась частью в залах «МИРА центра», частью — на территории Кремля, в зале Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Вторая — тотальная инсталляция, охватившая весь город: на 20 с лишним объектах были установлены жестяные таблички с обозначением «мест силы». Таблички выкрашены в характерные для Затуловской приглушенные цвета, на них неровным, словно детским почерком, нанесены названия достопримечательностей: «Дымов керамика», «Дом Полякова», выставочная платформа «Ларец», гастробар «Клюква», ресторан «Агроном», музей Алексея Гастева и прочие локации, все до одной связанные с персоналиями, которые принимают участие в активном освоении и облагораживании города.
Художница два месяца провела в арт-резиденции в пригородном селении Кидекша — это тоже часть «МИРА центра» напротив Борисоглебского храма XII века. Совершенно стерильный, какой-то скандинавский домик, странный для художника. В Кидекше рай для мизантропа, здесь 150 жителей, хотя всего в 3 км Суздаль, где их аж 10 тыс. И вот эти 10 тыс. горожан отнеслись к проекту тотальной инсталляции неоднозначно. Привычные глазу суздалян облупленные вывески на дверях хипстерских едален не всеми воспринимались как произведения современного искусства. В городе идут дискуссии…