Экс-глава «Автодора» остался в неоплаченном долгу
В погашение нанесенного им ущерба в два миллиарда пойдут старая иномарка, часы и чуть более 300 тыс. рублей
К 12 годам колонии общего режима приговорил Тверской суд Москвы бывшего председателя правления государственной компании «Автодор» Сергея Кельбаха. Экс-чиновник, на момент возбуждения дела являвшийся советником генерального директора ОАО РЖД Олега Белозерова по инвестиционным вопросам, признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, которое привело не только к удорожанию строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области, но и к срыву сроков ввода ее в строй. Кроме того, экс-чиновнику придется возместить признанному по делу потерпевшей стороной Министерству транспорта причиненный материальный ущерб, размер которого следствие и суд оценили почти в 2 млрд руб.
О своей участи экс-председатель правления государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах узнал уже через десять минут после начала судебного заседания. Именно столько времени понадобилось судье Тверского суда Ольге Затомской, чтобы огласить резолютивную часть приговора. Вместо запрошенных в ходе прений гособвинителем 14 лет колонии общего режима она назначила подсудимому Кельбаху по восемь лет заключения по каждому из трех эпизодов дела и по два года запрета на занятие руководящих должностей.
После частичного сложения наказаний вышло 12 лет общего режима и трехлетний запрет.
Из них в зачет уже отбытой части назначенного наказания пойдет пребывание фигуранта под домашним арестом в период с 27 октября 2021 года по 18 июня 2024 года, в общей сложности с учетом пересчета — один год и четыре месяца, указано в приговоре.
Также экс-чиновник должен возместить потерпевшей стороне в лице Министерства транспорта причиненный материальный ущерб в размере 1 млрд 954 млн 722 тыс. руб.
В счет его погашения по решению суда обращено взыскание на принадлежащие осужденному и арестованные в рамках расследования автомобиль BMW 530 2002 года выпуска, часы Ulysse Nardin и банковские счета, на которых в общей сложности находится около 320 тыс. руб. Зато судья распорядилась вернуть осужденному два мобильника, в том числе Nokia E52, выпущенный в 2009 году, только они ему вряд ли понадобятся.
После того как госпожа Затомская произнесла «взять подсудимого под стражу в зале суда», судебные приставы проводили 65-летнего Сергея Кельбаха, который все это время стоял за столом рядом со своим адвокатом, в «аквариум».
Напомним, что масштабные нарушения при реализации федеральной целевой программы по строительству ЦКАД в 2014–2018 годах были выявлены во время совместной проверки, которую провели Генпрокуратура и Счетная палата по поручению президента Владимира Путина.
В октябре 2018 года после очередного срыва пуска первого участка ЦКАД глава государства распорядился разобраться не только с этим, но и проверить обоснованность увеличения стоимости строительства дороги с 300 млрд до 313 млрд руб.
Первые оргвыводы последовали уже в феврале 2019 года. Тогда Сергей Кельбах, являвшийся председателем правления «Автодора» на протяжении восьми лет, оставил должность по собственному желанию, устроившись советником генерального директора ОАО РЖД Олега Белозерова по инвестиционным вопросам.
Уголовное дело в отношении экс-чиновника, участвовавшего в строительстве и проектировании Керченского моста, автомагистрали М-11 Москва—Санкт-Петербург, а также реконструкции трассы М-4 «Дон», ГСУ СКР возбудило 11 марта 2019 года по факту злоупотребления должностными полномочиями, повлекшего тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ).
В итоге суд счел доказанной виновность Сергея Кельбаха по всем трем инкриминированным ему эпизодам. Из материалов дела следует, что в 2015 году обвиняемый Кельбах согласовал незаконную оплату ООО «Кольцевая магистраль» комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн руб. в Газпромбанке, а в 2017 году завизировал неправомерное предоставление дополнительного аванса возглавляемому Аразом Агаларовым АО «Крокус Интернешнл» в размере 2 млрд руб.
Кроме того, по версии следствия и суда, Сергей Кельбах необоснованно принял и оплатил ОАО «Союздорпроект» выполненную, но не предусмотренную федеральной целевой программой разработку документации по планировке территории строительства пускового комплекса №2 ЦКАД. В этом случае бюджет потерял еще 132,6 млн руб.
Примечательно, что коррупционной составляющей в действиях бывшего руководителя «Автодора» следствие не обнаружило.
Все преступления Сергей Кельбах, по версии СКР, совершил исключительно из соображений карьерного роста и получения премий.
Адвокат Игорь Фетисов заявил “Ъ”, что те действия, которые были вменены в вину его подзащитному, не входили в его должностные полномочия. «Вынесенный приговор считаю незаконным и несправедливым. Он обязательно будет обжалован»,— добавил господин Фетисов.