Яхты заходят в шеринг
Есть ли шансы на успех у агрегатора для аренды лодок
Летом 2024 года в Москве может заработать яхтшеринг. По крайней мере, приложение для такой услуги запустила компания «Капитаны» из Санкт-Петербурга. На днях, как пишут СМИ, водный шеринг может появиться на Неве, а к августу — и на Москве реке. Работать платформа будет по аналогии с приложениями для аренды авто и самокатов. На карте можно будет выбрать и забронировать ближайшую лодку. Яхту — только вместе с капитаном. А вот катерами и «гриль-лодками» разрешат управлять самостоятельно, но только совершеннолетним.
Час прогулки обойдется от 1 тыс. руб. до 7 тыс. руб. Также к приложению смогут подключиться и владельцы лодок, как таксисты к агрегатору. На карте Санкт-Петербурга, судя по приложению, уже отмечено больше 10 точек с лодками. Впрочем, до фактического запуска этой услуги еще далеко, уверен интернет-маркетолог Андрей Капитонов, который больше 10 лет занимается рекламой водных прогулок и экскурсий: «Подобных приложений уже было как минимум четыре. Ни одно из них по разным причинам не выстрелило. Здесь пока я вижу какие-то точки с катерами, но где вообще фотография резиновой лодки? Непонятно ценообразование — 5 тыс. за полтора часа и с каким-то продлением.
Они заявляли о своих лодках с электрическим мотором, что где-то их разместили. Но достаточно плотно находясь в этой теме, нигде пока таких не встречал. Дальше надо понимать, что все-таки прогулка на катере — это не поездка на такси. Зачастую этот рынок работает по-другому, то есть прогулка начинается с одной точки, и заканчивается в другой. Если вы хотите высадиться в другом месте, то вам нужно будет оплатить возвращение катера на базовый причал. Это достаточно непростой рынок сам по себе, как его сопоставить именно с приложением и сделать что-то похожее каршеринг я лично пока не представляю».
Первое в России приложение по шерингу маломерного водного транспорта «Капитаны» планировали запустить еще в мае, писал “Ъ”. Тогда же в интервью газете владелец компании Роман Жариков рассказывал, что открытие сезона в Санкт-Петербурге запланировано на май. К лету сервис хотели распространить уже по всей России. По словам Жарикова, услуга будет безопасной, весь транспорт оборудуют спасжилетами и датчиками. Последние будут собирать информацию о поездке— отслеживать передвижение пользователя на случай внештатных ситуаций. Эксперты отмечают, что этого недостаточно — на воде есть свои правила передвижения и «дорожные» знаки.
Более полезен такой агрегатор будет именно для владельцев лодок, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Как правило, люди берут подобные лодки для вечеринок. Вряд ли они будут использовать их как общественный транспорт. Если это профессионалы, которые знают свое дело, то почему нет. Конечно, им будет интересно, потому что любая такая платформа должна генерировать трафик.
Приучить москвичей к этой услуге такой агрегатор, если он появится, сможет в течение нескольких месяцев. Потому что это интересно и, если там будут работать профессиональные участники, то ничего плохого в этом нет. Если все будет на уровне самодеятельности, какое-то время это будет успешно работать, но потом ничего хорошего не даст и закончится какими-нибудь неприятными историями. Сразу лучше придумать меры, чуть-чуть пожертвовать охватом, но избежать риск того, что после очередной истории весь этот флот будет отправлен на вечную парковку, а люди просто окажутся в ситуации потерянных инвестиций».
По данным “Ъ”, инвестиции на старте проекта яхтшеринга составили около 15 млн руб. В перспективе «Капитаны» планируют закупать собственный флот и занять четверть рынка туристической аренды Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Впрочем, в том же Петербурге, кроме официальных судоходных компаний, только на «Авито» сотни предложений об аренде катеров. Часовая прогулка там обойдется в среднем в 5 тыс. руб.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".