Ботулизм вызвал обильные аресты
За вредительство арестовали не только повара
Замоскворецкий райсуд Москвы санкционировал помещение в СИЗО и под домашние аресты обвиняемым по уголовному делу о массовом отравлении в столице и регионах салатом с фасолью, зараженным ботулизмом. Фигурантами расследования являются гендиректор компании «Локалкитчен» (работает под брендом «Кухня на районе») Антон Лозин, руководитель отдела качества данной организации Елена Машкова, фактический руководитель фирмы «Савон-К» Владимир Шин и повар последней Карим Норматов. Ни один из них вину не признал.
Избрания мер пресечения фигурантам ждали с самого утра, но в суд их доставили только во второй половине дня. К этому времени Главное следственное управление СКР по Москве уже предъявило им обвинение в производстве и сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности (ч. 2 ст. 238 УК РФ, до шести лет колонии), а Владимиру Шину, кроме того, и организацию незаконной миграции в целях совершения преступления на территории РФ (п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, до семи лет лишения свободы).
Ранее в ГСУ СКР по Москве сообщили, что «для оптимизации своей коммерческой деятельности и получения дополнительной прибыли» руководство коммерческих организаций незаконно организовало регистрацию нескольким гражданам Узбекистана, которые трудились в них.
Впрочем, оказавшийся первым в половине шестого вечера в зале судьи Юлии Варанкиной 39-летний повар ООО «Савон-К» Карим Норматов оказался гражданином Таджикистана. Заседание по его делу прошло стремительно и уложилось минут в пятнадцать.
Когда устанавливали личность, задержанный рассказал, что на его иждивении находятся жена, двое детей, а также мать-инвалид второй группы. В столице он был официально трудоустроен и жил там же, где и работал — в подмосковной Балашихе в здании технопарка на Новомилетском шоссе.
Ходатайство о его аресте следователь, в частности, обосновала тем, что повару Норматову вменяется тяжкое преступление, «совершенное против здоровья населения и общественной нравственности, которое имеет повышенную опасность и вызвало большой общественный резонанс», в виду того что массовое отравление произошло на территории более чем четырех субъектов РФ. При этом среди пострадавших оказались трое несовершеннолетних и беременная женщина. Следователь заявила, что после появления в СМИ информации о массовом оправлении людей соучастники повара приняли «меры к скрытию следов» преступления. Как ранее сообщили в ГСУ СКР, работники предприятия пытались уничтожить оставшуюся у него продукцию. В подтверждение этого следователь приобщила показания некой свидетельницы Магомедовой.
Представитель ГСУ СКР заявила, что обвиняемый в России проживал без регистрации, а после случившегося пытался скрыться и был задержан в аэропорту Жуковский при попытке улететь на родину.
Она подчеркнула, что при избрании иной меры пресечения фигурант может скрыться или же помешать расследованию. Просьбу об аресте поддержал прокурор.
В свою очередь, господин Норматов попросил поместить его под домашний арест, правда не уточнив где. Он заверил, что не пытался сбежать. «Его начальник сказал, что он пока может уехать домой, и он решил поехать к семье»,— транслировал суду фигуранта переводчик.
Адвокат Анатолий Мощеев просил ходатайство следствия отклонить, настаивая, что его клиент «является обычным исполнителем, который был вынужден выполнять указания руководства». «Он не является профессиональным поваром, а в этой работе его постоянно контролировал работодатель, который и отвечал за качество продукции»,— сказал адвокат. Он подчеркнул, что по делу были назначены две химико-токсикологические экспертизы, результаты которых пока не получены, а потому с уверенностью говорить, что именно повар Норматов «изготавливал продукцию ненадлежащего качества», нельзя.
Однако судья, оценив доводы защиты, отправила обвиняемого в СИЗО до 15 августа.
Защитница следующей фигурантки — 53-летней жительницы подмосковного Домодедово Елены Машковой Виктория Старкова-Виннер на заседании у председателя суда, судьи Артема Устинова, пыталась опровергнут доводы ГСУ СКР о том, что ее подзащитная, имеющая загранпаспорт, может сбежать или же помешать расследованию. Также она попыталась опровергнуть аргумент о том, что имела место попытка уничтожения доказательств.
По словам адвоката, найденная у госпожи Машковой переписка в мобильном телефоне с указанием подчиненным выбросить открытые банки с тунцом и поставить продукт в так называемый стоп-лист «были направлены исключительно на то, чтобы предотвратить сбыт продукции, которая себя скомпрометировала», а вовсе не на уничтожение доказательств. Она назвала действия своей подзащитной правильными.
Адвокат подчеркнула, что 17 июня ее клиентка незамедлительно приехала по звонку следователя и «отсидела у него 27 часов без еды, сна и воды, что можно приравнять к пыточным условиям». Защитница утверждала, что госпожа Машкова активно взаимодействовала и с органами Роспотребнадзора, которым сразу же показала складские помещения и цеха «Локалкитчен».
«Завтра же, а если сильно надо, то и сегодня, родственники организуют доставку загранпаспорта в помещение СКР»,— сказала адвокат. Она просила избрать госпоже Машковой любую меру пресечения, не связанную с лишением свободы. О том же просила и обвиняемая. «Мне некуда скрываться, у меня здесь семья, ипотека, мама в очень тяжелом состоянии — она лежачая, ей требуется постоянный уход»,— сказала она. А госпожа Старкова-Виннер предоставила суду платежки, в соответствии с которыми ее клиентка оплачивает место в частном доме престарелых для 73-летней мамы. Вслед за защитой повара Норматова она упирала на преждевременность выводов следствия из-за отсутствия результатов экспертиз. «Есть люди с признаками ботулизма, но говорить, что это именно ботулизм, преждевременно, а заявлять, что причиной отравления послужило лобио,— опрометчиво» — такое мнение высказала адвокат.
Ее подзащитную суд отправил под домашний арест в квартиру в подмосковном Домодедово.
Рассматривать ходатайства об аресте Владимира Шина и Антона Лозина досталось судье Ирине Зориной.
Первый, числившийся коммерческим директором в некой фирме и проживающий в деревне Слобода Ленинского района Подмосковья, также просил оставить его на воле. 42-летний фигурант рассказал, что является отцом троих детей от первого брака, одна из которых несовершеннолетняя. В настоящее время его вторая жена Наталья находится на восьмом месяце беременности. Последняя приехала поддержать мужа, но в шесть часов вечера, когда суд закрыл двери для посетителей, ее попросили покинуть здание. Адвокат подследственного Петр Ребинин настаивал, что господин Шин готов помогать следствию, чтобы «установить источник этой заразы». Он назвал необоснованным вмененное его клиенту обвинение как в производстве и сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности, так и в организации незаконной миграции. Адвокат предложил ограничиться домашним арестом, запретом определенных действий или залогом в размере 2 млн руб., который готова была внести жена.
Взвесив аргументы сторон, суд согласился с доводами защиты и заключил обвиняемого Шина под домашний арест также до 15 августа. Такую же меру пресечения суд избрал и для гендиректора компании «Кухня на районе» Антона Лозина.
Люди с симптомами ботулизма — редким инфекционным заболеванием, которое поражает нервную систему,— стали обращаться в больницы Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и Казани начиная с 14 июня. Все они делали заказ у службы доставки еды «Кухня на районе». Только в Москве по состоянию на 17 июня в медучреждения обратились 123 человека, из которых 30 отправили в реанимацию. Роспотребнадзор выяснил, что источником заражения послужила продукция «Салат Лобио из фасоли в вакуумной упаковке», производителем которого являлись ООО «Локалкитчен» и ООО «Савон-К». Предприятие последнего, по данным ведомства, было расположено в промзоне, рядом со свалкой, в антисанитарных условиях. Роспотребнадзор изъял свыше 172 тонн продукции в столице и регионах. При этом ранее сообщались, что отравившиеся заказывали также салат с тунцом, фасолью и яблоком от ООО «Гастропорт». Однако претензий к руководству данной организации в итоге не предъявили.