Мошенников раскрутят на разговор

Какие сервисы могут защитить от нежелательных звонков

Борьба с мошенниками усиливается, и сами граждане становятся осторожнее, так что злоумышленникам приходится придумывать новые способы обмана, впрочем, со старыми целями. Схему со звонком якобы от сотрудников «Почты России» совсем недавно обнаружил Т-Банк (бывший Тинькофф-банк). В прямом эфире на сцене фестиваля «Т-Двор», который проходил в дни Петербургского экономического форума, любой желающий мог поучаствовать в тестировании сервиса «Фрод-рулетка». Подробности — у Ильи Сизова.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Людям предлагалось принять звонок от мошенника, уверенного, что он говорит с настоящей жертвой, и разыграть его. Почти в половине случаев преступники использовали именно эту схему. Вот реальный пример:

— Посылка лежит уже седьмой день. С завтрашнего числа начинается платное хранение, 10 руб. в день. Планируете забирать посылку?

— А что за посылка?

— Что за посылка? Так, значит, из Омска, 12 кг., 18,7 тыс. руб. к оплате.

— Я ничего не заказывала.

— Ничего не заказывали? Посылку мы отменяем? Делаем переадресацию?

Чтобы отказаться от несуществующей посылки, жертве предлагают назвать код из СМС, который на деле открывает доступ к банковскому приложению или «Госуслугам». В Т-Банке, где обнаружили схему, сейчас изучают все ее варианты, чтобы автоматически разрывать подобные звонки. Для этого используют, в том числе проект «Фрод-рулетка», который скоро будет доступен широкому кругу пользователей, рассказал руководитель «Т-Защиты» Т-Банка Олег Замиралов:

«"Фрод-рулетка" позволяет перенаправлять мошеннический трафик на игроков проекта, не доводя опасные звонки до реальных жертв. Но, безусловно, туда попадают не все вызовы, иногда мошенники дозваниваются до абонентов и успевают их обмануть. Как раз для таких ситуаций мы используем наши защитные технологии.

Мы собираем информацию о новых схемах для обучения искусственного интеллекта, чтобы он мог распознавать такие сценарии. В частности, наша технология "Нейрощит" обучается на новых скриптах мошенников, мы загружаем туда всю информацию, и в будущем, когда абоненту дозвонится мошенник, "Нейрощит" разорвет такой разговор в моменте и предотвратит обман жертвы».

Новые мошеннические сценарии появляются буквально каждый месяц. В марте-апреле преступники стали активно представляться сотрудниками «Госуслуг», в мае упоминать Фонд социального страхования с прицелом на пенсионеров. Хотя, по оценкам Т-Банка, хорошо знакомые многим схемы тоже никуда не делись. И звонок якобы от службы безопасности банка по-прежнему находится в топ-3 самых популярных сценариев.

Вся лента