Портовый долгострой возвращается к жизни

Подрядчик «Геолайн» начал сооружение базы обеспечивающего флота в Усть-Луге

Генеральный подрядчик строительства базы обеспечивающего флота (БОФ) в морском торговом порту Усть-Луга ООО «Геолайн» Андрея Мкртичяна приступил к работам на объекте, сообщили «Ъ-СПб» в компании. Контракт с заказчиком проекта «Росморпортом» стоимостью 1,275 млрд рублей был подписан в конце октября прошлого года. Эксперты отмечают своевременность начала сооружения объекта с учетом заявленного увеличения мощностей порта в Усть-Луге.

На стройплощадке в Усть-Луге ведется демонтаж имеющихся, но изношенных конструкций, а также стартовали строительно-монтажные работы по новым объектам

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По словам руководителя отдела управления проектов ООО «Геолайн» Николая Иванова, в настоящее время продолжается разработка рабочей документации по проекту. На стройплощадке в Усть-Луге ведется демонтаж имеющихся, но изношенных конструкций, а также стартовали строительно-монтажные работы по новым объектам. Согласно контракту с ФГУП «Росморпорт», новый генподрядчик займется реконструкцией старых и возведением новых зданий и сооружений, устройством инженерных сетей, монтажом оборудования в южном районе порта, по соседству с угольным терминалом. Контракт был подписан сроком на 19 месяцев (см. «Ъ-СПб» от 25.10.2023).

По данным ЕГРЮЛ, ООО «Геолайн» зарегистрировано в Москве 1 февраля 2011 года. В качестве единственного учредителя общества указан Андрей Мкртичян. Согласно финансовой отчетности компании, ее выручка в 2023 году выросла по сравнению с 2022 годом более чем вдвое: с 5,7 до 11,7 млрд рублей. Чистая прибыль компании составила 348 млн рублей против 201,4 млн годом ранее.

В состав новой базы МТП Усть-Луга войдет оборудование сложного технологического характера. Среди новых объектов — шесть причалов протяженностью свыше километра, а также инсинератор — комплекс для термической утилизации отходов, образующихся в ходе эксплуатации порта. Работы по строительству гидротехнических сооружений планируется завершить к сентябрю этого года, а монтаж инсинераторного комплекса — к маю 2025 года.

Строительство объекта было заморожено в 2017 году из-за банкротства предыдущего подрядчика ООО «Промышленно-строительное товарищество» (ПСТ), которое в 2012 году начинало стройку. За пять лет были выполнены основные строительно-монтажные работы по возведению зданий и сооружений, а также произведена часть работ по устройству инженерных сетей и оборудования. В 2016 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти признал ПСТ банкротом. В начале 2017 года все работы на объекте прекратились, а госконтракт с генподрядчиком расторгли. В 2019 году «Росморпорт» заключил с ООО «НПК "МортрансНИИпроект"» договор на разработку проектной документации для завершения строительства. В январе 2022 года проект получил положительное заключение в ФАУ «Главгосэкспертиза». После «Росморпорт» неоднократно проводил тендеры по поиску подрядчика на достройку БОФ, но все они признавались несостоявшимися.

По оценкам экспертов «Геолайна», строительная готовность БОФ на момент передачи новому генподрядчику составляла 60–70%. При этом уже возведенные объекты простояли без консервации более семи лет, что привело к ухудшению их состояния. «Длительный простой привел к невосполнимым потерям качества некоторых конструкций. Полного демонтажа уже построенных объектов мы не планируем, производится локальный демонтаж дефектных и непригодных к эксплуатации частей. Этот этап работы планируется завершить до конца текущего года»,— прокомментировал господин Иванов.

Эксперт Института экономики роста им. П. А. Столыпина, председатель совета директоров АО «Совфрахт» Дмитрий Пурим объясняет, что флот обеспечения, или служебно-вспомогательные суда, включает в себя линейные и портовые ледоколы, буксирные суда, суда-спасатели, пожарные суда, а также суда, обеспечивающие флот и береговые службы водой и топливом, поддерживающие лоцманскую и маячную службы, разъездные катера, портовые и рейдовые баржи, понтоны. «Количество флота растет пропорционально росту инфраструктуры порта. В частности, за три года объем железнодорожных грузов в порту Усть-Луга вырос более чем в два раза. Заявлены еще и другие проекты развития, среди которых — новый терминал перевалки минеральных удобрений объемом 14 млн тонн. Это прибавит почти 15% к имеющимся 120 млн тонн мощности порта»,— отмечает эксперт.

Так как окончание строительства терминала по перевалке удобрений ожидается в 2025 году, расширение базы вспомогательного флота — решение своевременное, дает оценку господин Пурим. «При наличии готового проекта и рабочей документации, прошедшей экспертизу, срок возведения БОФ в 19 месяцев кажется реальным»,— заключает он.

Александра Тен

Вся лента