Roche оказалось не параллельно

Суд признал контрафактом непрямые поставки для больниц Краснодара и Москвы

Суд по интеллектуальным правам оставил в силе решения нижестоящих инстанций по спору ООО «Рош Диагностика Рус» (российское подразделение международной фармкомпании Roche) с бизнесменом Владиславом Мельниковым. По иску общества суды трех инстанций признали контрафактом медизделия под брендами Roche, которые ввозились в Россию по параллельному импорту и поставлялись в детскую городскую клиническую больницу Краснодара и городскую клиническую больницу № 13 Москвы. Речь идет о реагентах для биохимических анализаторов Cobas. Представитель ответчика намерен обжаловать решение СИП и доказать, что подлинные товары, ввозимые в страну без разрешения производителя, не могут признаваться поддельными.

Медизделия поставлялись в Детскую городскую клиническую больницу Краснодара

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ-Кубань”, суд по интеллектуальным правам (СИП) оставил без удовлетворения кассационную жалобу предпринимателя Владислава Мельникова на решение Арбитражного суда Калининградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, которые признали контрафактными расходные материалы для биохимических анализаторов Cobas (Roche), ввезенные на территорию России с помощью параллельного импорта. Реагенты поставлялись в ГБУЗ «Детская городская клиническая больница города Краснодара» и ГБУЗ «Городская клиническая больница № 13 Департамента здравоохранения города Москвы». Общая стоимость контрактов превысила 4 млн руб.

Кроме того, суд потребовал уничтожить партии медизделий и запретил Владиславу Мельникову незаконно использовать товарные знаки, принадлежащие компании Roche, то есть продавать на территории России продукцию под брендами мирового фармпроизводителя.

Roche («Рош») — международная компания (штаб-квартира в Базеле, Швейцария), имеет представительства более чем в 100 странах мира. Входит в число ведущих компаний мира в области фармацевтики и диагностики.

Владислав Мельников — предприниматель из Калининграда. С 2022 года занимается оптовой торговлей изделиями, применяемыми в медицинских целях. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», является поставщиком медицинских товаров для больниц из разных регионов России. За два года заключено более 150 контрактов на сумму свыше 250 млн руб.

По данным истца, о заключенных контрактах ему стало известно из сети интернет, это стало поводом для разбирательства. Представители ООО «Рош Диагностика Рус» установили, что маркировка товаров, поставленных ответчиком в клиники Москвы и Краснодара, не соответствует оригинальной, содержит недостоверную информацию о регистрационном удостоверении на медицинское изделие и его наименовании.

Ответчик пояснил в суде, что поскольку товар завозил не уполномоченный представитель производителя ООО «Рош Диагностик Рус», сведения о нем на этикетку экспортером и поставщиком не наносились. При этом ответчик подчеркнул, что в условиях действия антироссийских санкций не может раскрыть всю цепочку поставки товара, завозимого в рамках параллельного импорта, а истец, с учетом этих обстоятельств, злоупотребляет своим исключительным правом.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск ООО «Рош Диагностика Рус» полностью.

«Факт недостоверных сведений, содержащихся на маркировке товара, делает невозможным идентифицировать поставленное медицинское изделие и определить его соответствие регистрационному досье к медицинскому изделию, зарегистрированному Росздравнадзором. Предоставление недостоверных сведений, содержащихся на маркировке товара, свидетельствует о недоброкачественности медицинских изделий»,— говорится в судебных актах.

В компании «Рош Диагностика Рус» “Ъ-Кубань” сообщили, что использование контрафактных медицинских изделий медицинскими организациями недопустимо, так как это несет в себе риски для жизни и здоровья пациентов, в числе которых дети. «ООО "Рош Диагностика Рус" продолжает осуществлять ввоз на территорию РФ оригинальных медицинских изделий для диагностики in vitro, в целях удовлетворения потребности медицинских организаций России в качественных и безопасных медицинских изделиях при оказании медицинской помощи населению РФ»,— отметили в компании.

В министерстве здравоохранения Краснодарского края на запрос “Ъ-Кубань” в момент подготовки материала не ответили.

Адвокат ответчика Анатолий Семенов рассказал “Ъ-Кубань”, что господин Мельников использовал схему параллельного импорта для ввоза расходников под брендами Roche не по причине их отсутствия на российском рынке, а по причине завышения стоимости контрактов официальными дилерами фармпроизводителя. «С помощью ввоза оригинального товара путем параллельного импорта ответчику удалось снизить цену контрактов на 25%. Эти товары никак не могут быть поддельными. Каждый реагент маркирован чипами и штрих-кодами, которые считывают биохимические анализаторы. Если бы они были не подлинными, их невозможно было бы установить»,— объясняет адвокат.

По его словам, суды, рассматривая данный спор, необоснованно перенесли бремя доказывания оригинальности товара с истца на ответчика и не учли постановление Конституционного суда (КС), который в 2018 году, рассматривая аналогичное дело о «сером» импорте специальной бумаги для аппарата УЗИ от SONY, признал, что иногда правообладатель может вести себя недобросовестно и ограничивать ввоз своих товаров на рынок другой страны. Тогда российская компания «ПАГ» купила оригинальную бумагу марки SONY у компании из Польши и ввезла в Россию. Товар не успел пройти таможенное оформление, потому что оказался арестован по иску «Сони Корпорейшн» о защите исключительных прав на товарный знак.

Господин Семенов отметил, что намерен обжаловать решение СИП.

Наталья Решетняк

Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram

Вся лента