Израиль и «Хезболла» подошли к границе
США опасаются новой войны на Ближнем Востоке
Лидер ливанского движения «Хезболла» Хасан Насралла в среду выступил с угрозами в адрес Израиля, пообещав вторгнуться на его территорию, если еврейское государство решится на полномасштабную войну. Накануне глава МИД Израиля Исраэль Кац предупредил, что в ответ на постоянные обстрелы боевиками северной части страны правительство «близко к принятию решения» о военной операции против «Хезболлы». Тем временем США, выступая в роли посредника, пытаются предотвратить новую войну. В Вашингтоне опасаются, что в конфликт быстро окажутся втянуты все региональные проиранские ополчения — из Сирии, Ирака и Йемена.
«В случае расширения конфликта мы не будем связывать себя какими-либо правилами игры. В такой ситуации нельзя исключать вторжения наших сил на север Израиля, штурм Галилеи может стать одним из вариантов»,— заявил в среду лидер «Хезболлы» шейх Хасан Насралла. Кроме того, он обратился с предупреждением к правительству Кипра: «Если вы откроете свои аэродромы и базы для Израиля, чтобы он мог наносить удары по Ливану, то вы окажетесь втянутыми в войну».
«Враг должен ждать нас на суше, на море и в воздухе, и мы будем сражаться без ограничений и правил. Угрозы войны в Ливане нас не пугают, мы подготовились к самым тяжелым дням, и враг хорошо знает, что его ждет»,— заявил Хасан Насралла.
При этом он выразил мнение, что израильтяне могут только говорить о возможности такой войны, но на самом деле не в силах ее начать. Аргументируя свою позицию, Хасан Насралла сказал: за девять месяцев боев в Газе Израиль так и не смог справиться с палестинским движением «Хамас». Эти слова подтверждает и израильская статистика: 18 июня Армия обороны Израиля сообщила, что за месяц боев в Рафахе смогла ликвидировать в этом городе только половину военных мощностей хамасовцев.
Заявление Хасана Насраллы соответствует новому, более агрессивному курсу «Хезболлы». 18 июня движение опубликовало видео девятиминутной аэросъемки стратегических объектов Израиля, включая порт Хайфы и военные базы. «Хезболла» утверждает, что съемку вели ее разведывательные дроны, проникшие как минимум на 25–30 км вглубь израильской территории. Мэр Хайфы Йона Яхав назвал видеозапись психологическим террором против жителей города и всего севера. Хасан Насралла позже подтвердил это утверждение, отметив: съемка стала «частью психологической войны» против Израиля.
Сразу после публикации кадров из Хайфы израильские военные сообщили, что утвердили «оперативные планы наступления в Ливане», а также «приняли решение о дальнейшем повышении боеготовности войск на местах». Они не уточнили, подразумевает ли утвержденный план ввод израильских войск в Ливан.
Вероятность открытия Израилем второго фронта становится все более высокой, по крайней мере с точки зрения технических возможностей. По данным газеты The Washington Post, израильские военные в ближайшие недели завершат военную операцию в Рафахе и перейдут к следующему этапу, который подразумевает патрулирование Газы и так называемого Филадельфийского коридора на границе с Египтом. Теоретически это позволит Армии обороны Израиля перегруппироваться и направить больше военных на север, чтобы разобраться с «Хезболлой».
Глава МИД Израиля Исраэль Кац 18 июня предупредил ливанскую группировку, что в случае «тотальной войны» «Хезболла» будет уничтожена, а Ливан — повержен.
При этом он отметил, что правительство «близко к принятию решения» о военной операции против «Хезболлы». А официальный представитель правительства Израиля Давид Менсер сказал: «Дипломатическим или военным путем, так или иначе, мы обеспечим безопасное и надежное возвращение израильтян в их дома на севере Израиля». Напомним, что ранее на фоне обстрелов со стороны «Хезболлы» жители севера Израиля были эвакуированы в более безопасные районы.
Упомянутый дипломатический путь, судя по сообщениям арабских СМИ, пока не приносит результатов. На днях Израиль и Ливан посетил посланник президента США Амос Хокстайн, у которого за плечами уже есть опыт примирения двух сторон. В 2022 году благодаря усилиям господина Хокстайна израильтяне и ливанцы смогли заключить соглашение о шельфе в Восточном Средиземноморье. На фоне нынешнего кризиса дипломат уже не раз побывал поочередно в Бейруте и Иерусалиме, однако пока его усилия не принесли результатов.
Выступая 18 июня, Амос Хокстайн указал на стремление Белого дома избежать перерастания конфликта в более масштабную войну.
«Разговоры, которые у меня были сегодня здесь, в Бейруте, и те, что были вчера в Израиле, ведутся потому, что ситуация серьезная. В последние несколько недель мы наблюдаем эскалацию. То, чего хочет (президент США.— “Ъ”) Джо Байден,— это избежать дальнейшей эскалации и большой войны»,— подчеркнул дипломат.
И. о. премьер-министра Ливана Наджиб Микати во время встречи с американским посланником заверил его, что Бейрут «не стремится к эскалации». По словам господина Микати, чтобы вернуться к спокойствию на границе, «необходимо остановить продолжающуюся агрессию Израиля против Ливана». Израильская сторона, напротив, обвиняет Ливан в систематических провокациях.
Как сообщает корреспондент «Аль-Джазиры» в Бейруте Али Хашим со ссылкой на источники, Амос Хокстайн во время встреч с руководством Ливана недвусмысленно дал понять: если «Хезболла» не прекратит атаки, начнется война. Собеседники журналиста среди ливанских политиков расценили слова американского дипломата как ультиматум. Близкая к «Хезболле» ливанская газета «Аль-Ахбар» подтверждает эту версию, уточняя, что риторика посланника США во время встреч в Бейруте «была гораздо менее дипломатичной, чем во время предыдущих визитов».
Стремление США избежать войны объясняется, в частности, тем, что война близкой к Тегерану группировки «Хезболла» и Израиля явно не останется конфликтом лишь двух сторон. Вашингтон всерьез опасается, что в конфликт окажется вовлечен Иран и все его региональные прокси-силы в Сирии, Ираке и даже Йемене. Как пишет портал Axios, администрация Джо Байдена в мае и начале июня предостерегала израильское руководство от идеи «ограниченной войны» в Ливане именно из-за иранского фактора. Даже если Израиль атакует лишь приграничные районы, это может вызвать неконтролируемую реакцию в Иране — а это потенциально может привести к масштабной региональной войне.