База для бакалавра
Россия пытается найти замену для Болонской системы в высшем образовании
В 2023 году в шести российских вузах стартовал пилотный проект перехода на новую модель высшего образования. Среди них — Санкт-Петербургский горный университет. Национальная модель предусматривает два уровня высшего образования: базовое и специализированное. Срок обучения на базовом варьируется от четырех до шести лет, на специализированном — от года до трех. От привычной Болонской системы в России отказались в 2022 году, после начала военной операции на территории Украины. О взаимоотношениях России с Болонской группой и реакции петербургских ректоров на нововведения — в материале «Ъ-СПб».
Разрабатывать национальную модель высшего образования в России решили после «отказа» от Болонской, которая действовала в стране почти 20 лет. В мае 2022 года глава Министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что к ней нужно относиться как к «прожитому этапу», а будущее — за «собственной уникальной системой».
Впрочем, России выходить самостоятельно из Болонской системы не пришлось. В начале июня 2022 года Минобрнауки сообщило, что еще 11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса. Причиной для этого, по словам замминистра Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев стало то, что российские ректоры и руководители образовательных организаций поддержали военную операцию на территории Украины.
К Болонскому процессу Россия присоединилась в 2003 году. Общеевропейская образовательная система была основана в соответствии с декларацией «Зона европейского высшего образования» от 1999 года и строилась на трех образовательных ступенях: бакалавр — магистр — доктор, а также на дипломах единого образца. Система бакалавриата и магистратуры была введена в России в 2007 году. Но главная идея заключалась в создании единого образовательного пространства, в котором студенты смогут мигрировать между вузами разных стран. Идея подключиться к европейскому соглашению принадлежала ректорскому сообществу Петербурга. Они активно сотрудничали с западными университетами и отправляли студентов на стажировки в Европу. Впрочем, положительно нововведения восприняли не все. Систему критиковали преподаватели, ректоры вузов и депутаты. По их мнению, с переходом снизилось качество знаний: из-за четырехлетнего бакалавриата сократилось количество часов на освоение профессии и практику, которая у студентов специалитета начинается на старших курсах.
«Выход» из Болонского процесса усложнит признание российских магистерских дипломов и докторских степеней за рубежом. Кроме того, еще в 2022 году президент РУДН Владимир Филиппов отмечал, что в новый формат образования может оттолкнуть от поступления в российские вузы студентов из стран СНГ, Китая и Индии.
В 2023 году, через год после разрыва отношений с Болонской группой, в Минобрнауки представили отечественную модель образования. Она предусматривает три ступени: базовое высшее образование, специализированное и аспирантуру. Существенным отличием от привычных бакалавриата и магистратуры стала длительность обучения: в зависимости от специальности срок обучения на первой ступени будет варьироваться от четырех до шести лет, на второй — от одного года до трех лет. Сроки устанавливаются либо университетом, либо работодателями и регуляторами. Впрочем, и после принятия Болонской системы в начале двухтысячных в российских вузах, особенно в технических, оставался специалитет с длительностью обучения от пяти до шести лет.
Внедрить новую систему в качестве эксперимента правительство решило в шесть российских вузов: московские МПГУ, МАИ и МИСиС; Балтийский федеральный университет, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет. Соответствующий указ весной прошлого года подписал президент России Владимир Путин.
Эксперимент продлится три года, после на новую модель перейдут все вузы страны. В мае 2024 года Валерий Фальков заявил, что от понятия «бакалавр» откажутся уже в 2025 году. Выпускников прошлых лет и студентов, которые сейчас получают вышку в бакалавриате, изменения не коснутся, подчеркнули в Минобрнауки.
Еще одним нововведением может стать требование профильного базового высшего образование для поступления в магистратуру (на специализированное высшее образование). Уйти от практики поступления в магистратуру студентов, окончивших ранее бакалавриат по другому направлению, предложил председатель Госдумы Вячеслав Володин в 2023 году. Его поддержали в Минобрнауки, отметив, что для некоторых более универсальных специальностей стоит рассмотреть исключения.
Из петербургских вузов в эксперимент попал Горный университет. Вуз в 2023 году перевел все свои образовательные программы на новое единое инженерное образование сроком шесть лет. Ректор Горного Владимир Литвиненко давно критиковал Болонскую систему, утверждая, что она не подходит для технических вузов.
Базовое высшее образование в Горном состоит из трех модулей: «ядра» — первые два года обучения, в течение которых студенты изучают общеобразовательные и общетехнические дисциплины, рассказывают в университете. Следующие четыре года отведены на базовые дисциплины и специализированные предметы. Параллельно студенты должны получить не менее восьми сертификатов об освоении дополнительных профессиональных компетенций. На третьем этапе, в течение одного года, универсанты изучают дисциплины дополнительной профессиональной квалификации. По окончании вуза выпускники получают не только диплом, но и удостоверение о профессиональной квалификации по дополнительной специализации. В течение всех шести лет студенты изучают базовые научные компетенции, которые «являются трамплином» к карьере ученого. Большое внимание в петербургском вузе уделяют практике: на нее отводится 40 недель, 20 из которых — на преддипломную и производственную.
«Мы полностью отказались от системы бакалавриата. Мы обучаем инженеров по шестилетней программе. Первые два года они изучают "ядро" высшего технического образования, а последние семестры обучения — "нюхают" реальное производство в статусе инженера-стажера на предприятиях, на которых планируют работать»,— рассказал о новой системе проректор по специальным программам Горного университета Марат Рудаков. По его словам, задача «ядра» — дать возможность студентам более осознанно выбрать свою специализацию. «Делая акцент на практике, мы хотим, чтобы выпускника Горного, который вышел на производство, не надо было после трудоустройства отправлять в учебно-курсовой комбинат на переучивание»,— подчеркивает господин Рудаков.
Комментировать будущие изменения в российской вышке согласились не во всех вузах: в некоторых учебных заведениях отметили, что позиция по поводу новой реформы еще не сформирована.
Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев напоминает, что цель Болонской декларации заключалась в создании единого университетского пространства с Европой. «По системе "бакалавриат — магистратура" учатся и студенты тех стран, которые Болонскую декларацию не подписывали. Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году. ИТМО перешел на систему "бакалавриат — магистратура" в 1992 году»,— сказал господин Васильев.
По мнению ректора ИТМО, система подготовки в течение пяти-шести лет оправданна для специальностей, связанных, например, с добывающей промышленностью, с производством каких-то материалов, с вооружением. Для направлений, связанных с информационными технологиями, выпускники которых уже сейчас востребованы на рынке, как считает господин Васильев, подходит система «четыре года плюс два». «В ИТМО, на мой взгляд, для тех профессий, которые связаны не с виртуальным, а с физическим, материальным миром, продолжительность обучения может быть увеличена до пяти-шести лет. Для направлений, которые связаны с виртуальным миром, с информационными технологиями, я бы оставил срок четыре года. Тем более что дефицит специалистов в области IT сейчас колоссальный. И чем быстрее люди будут выходить на рынок, тем лучше. Длительность обучения должна зависеть от рынка, отрасли и профессии будущих специалистов»,— объясняет он.
В Президентской академии в Санкт-Петербурге (РАНХиГС Санкт-Петербург) на предстоящие изменения смотрят положительно, предполагая, что процесс перехода будет трудоемким, но весьма гладким и безболезненным для обучающихся. Реформа, по мнению директора академии в Петербурге Андрея Хлуткова, не ломает существующую систему, а дорабатывает ее, чтобы приблизить учебный процесс к актуальным профессиональным требованиям рынка труда. «Если Болонский процесс в основном был направлен на синхронизацию российского и европейского образования, то предлагаемая в нашей стране модель должна обеспечить подготовку кадров, необходимых прежде всего отечественному рынку труда»,— комментирует господин Хлутков. По его мнению, изменение сроков образование в зависимости от специальности — правильный подход, который позволит грамотно и взвешенно подойти к подготовке кадров и значительно усилит качество выпускаемых специалистов.
В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) считают, что новая система будет сочетать в себе фундаментальность и глубину советского образования и передовые современные технологии. «Система образования достаточно гибкая, поэтому позволяет вносить изменения. Мне кажется, почти за 20 лет при Болонской модели вузы страны прошли большой путь и накопили достаточный опыт, чтобы нивелировать негативные последствия от перехода на обновленную систему образования. Определенные сложности будут, но они некритичные и преодолимые»,— объясняет проректор по организации учебного процесса СПбГЭУ Юлия Малевич.