Снижение инфляции пришло слишком поздно
Консерваторам грозит «электоральное вымирание»
Инфляция в Великобритании впервые за почти три года снизилась до целевого показателя в 2%, сообщило в среду Управление национальной статистики. Эти обнадеживающие новости, казалось бы, могли стать хорошим подспорьем для премьера Риши Сунака и его Консервативной партии в преддверии внеочередных парламентских выборов 4 июля. Однако на фоне огромного — уже в 25% — отставания от оппозиционных лейбористов позитивные тенденции в экономике правящей партии уже не помогут.
Среда принесла британцам радостную новость. Согласно обнародованным в этот день данным Управления национальной статистики, инфляция в стране снизилась в мае до 2% против 2,3% в апреле. Но главное — она наконец-то опустилась до уровня целевого показателя Банка Англии, установленного в июле 2021 года, и ознаменовала резкое снижение с 41-летнего максимума в 11,1% в октябре 2022 года.
Британский премьер Риши Сунак поспешил интерпретировать эти статистические данные в свою пользу.
«Когда я стал премьер-министром, инфляция составляла 11%. Но мы предприняли смелые действия. Мы придерживались четкого плана, и именно поэтому экономика сейчас изменилась»,— сказал он, скромно умолчав, что за предыдущим инфляционным пиком стояла его предшественница и член той же Консервативной партии Лиз Трасс, чья фискальная политика вызвала резкий рост стоимости государственных займов.
А далее, отметив, что теперь инфляция «вернулась к норме», премьер Сунак призвал «не ставить под угрозу весь этот прогресс», отдав власть лейбористам.
Со схожими заявлениями выступил министр труда и пенсий Великобритании Мел Страйд. В интервью телеканалу Sky News он заявил, что правительство консерваторов может поставить себе в заслугу достижение целевого показателя, поскольку оно проводило правильную фискальную политику, не уступая «требованиям по зарплате, превышающим инфляцию». «Мы должны были сделать правильный выбор, жесткий выбор, чтобы убедиться, что мы снизили инфляцию»,— отметил министр.
Впрочем, оппозиционные лейбористы придерживаются иного мнения.
Например, представитель этой партии Рэйчел Ривз признала: хотя инфляция растет более медленными темпами, «кризис стоимости жизни все еще остается острым» для многих семей. И это неудивительно: за последние три года потребительские цены в Великобритании выросли примерно на 20%, что заметно снизило уровень жизни рядовых жителей страны, способствуя непопулярности консерваторов во главе с господином Сунаком.
Так что улучшение ситуации с инфляцией, которое могло бы стать подарком правительству любой страны в канун выборов, для Риши Сунака случилось слишком поздно и вряд ли увеличит шансы его партии на выборах 4 июля. К слову, решение объявить их именно на это время многих застало врасплох: большинство склонялось к тому, что глава консерваторов предпочтет подождать с голосованием до конца года, чтобы дать больше времени на восстановление уровня жизни после самой высокой за последние десятилетия инфляции.
Так или иначе, впереди консерваторов ждет очевидное поражение. Вслед за тем, как на прошлой неделе Риши Сунак и его главный политический оппонент — лидер лейбористов Кир Стармер — обнародовали программы партий к выборам в парламент, сразу три британские службы опроса общественного мнения провели исследования электоральных настроений. Вывод у всех трех служб оказался ровно таким же, как и до обнародования двумя политическими силами своих программ,— разрыв между партией власти и оппозицией все так же огромен. И, по некоторым данным, даже увеличивается. Так, согласно опросу компании Savanta, 46% избирателей намерены поддержать 4 июля лейбористов (на 2% больше, чем пятью днями ранее), тогда как за консерваторов свои голоса намерены отдать уже на 4% меньше респондентов, то есть всего 21%. «Наше исследование показывает, что эти выборы могут стать для Консервативной партии электоральным вымиранием»,— констатировал печальную для Риши Сунака и его однопартийцев картину директор по политическим исследованиям компании Savanta Крис Хопкинс.