Россияне поднимают градус
Аналитики указывают на смену вектора потребления алкоголя
Аналитики проекта «Если быть точным» отмечают складывающийся тренд на увеличение потребления россиянами спиртного, который пришел на смену тенденции к постепенному сокращению количества выпитого. В 2023 году продажи алкоголя в России оказались рекордными за последние девять лет, свидетельствуют официальные данные, особенно сильно вырос спрос на крепкий алкоголь. Эксперты связывают это с «психологической напряженностью», усилившейся на фоне пандемии и последующих событий, а также с сокращением и ослаблением эффекта принимавшихся ранее антиалкогольных мер.
Аналитики проекта «Если быть точным» проанализировали на основе статистики Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, Росстата и Росалкогольрегулирования ситуацию с потреблением алкоголя в стране. Для начала они напоминают, что в конце 2000-х в РФ этот показатель начал снижаться. Россияне стали чаще предпочитать крепким напиткам вино и пиво, а все больше людей и вовсе отказываться от спиртного. Если в 2007 году на потребителя старше 15 лет приходилось 11 л чистого спирта, то в 2017-м — уже 7 л. Но теперь, говорят аналитики, продажи вновь начали расти.
В 2023 году показатель дошел до 8 л — это рекорд за последние девять лет.
«Растут продажи в литрах абсолютного алкоголя (чистого спирта) на душу населения. Это однозначно говорит о росте потребления. Население таким образом откликается на трудности»,— считает ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской экономической школы (РЭШ) демограф Евгений Андреев.
Реальный уровень потребления может быть почти на треть выше того, который показывает официальная статистика, уверяют авторы исследования. Они ссылаются на соответствующие методики расчета Минздрава (на основе данных о смертности, заболеваемости алкогольными психозами и разнице между ожидаемой продолжительностью жизни при рождении женщин и мужчин в расчетном году). Кроме того, в России традиционно обращается много незарегистрированного алкоголя: к нему относится не только контрафакт, но также суррогаты и самогон. Около 60% алкоголя (в пересчете на чистый спирт, включая незарегистрированный алкоголь) приходится на крепкие напитки: водка, коньяк, ликероводочные изделия.
Самыми активными покупателями алкоголя (в пересчете на душу населения) в 2022 году оказались жители Карелии, Ненецкого автономного округа (НАО) и Сахалина. Но принятие в расчет незарегистрированного алкоголя сильно меняет картину, отмечают аналитики.
Основываясь на данных Минздрава, они говорят о лидерстве Еврейской автономной области (ЕАО) и НАО — больше 21 л спирта в год на жителя старше 15 лет. Эти же регионы в пятерке тех, где потребление выросло сильнее всего: в НАО — почти на треть по сравнению с 2019 годом, в ЕАО — на четверть.
Масштабнее всего совокупное потребление в 2022 году по сравнению с допандемийным 2019-м выросло в Чечне (в четыре раза) и Дагестане (два раза). Это выглядит как парадокс, поскольку в этих регионах подавляющее большинство населения составляют мусульмане, и многие из них строго придерживаются религиозных запретов, а в ряде случаев эти запреты поддержаны региональными нормативными актами. Впрочем, в абсолютных значениях прирост здесь небольшой. По данным авторов исследования, в 2022 году на душу населения старше 15 лет в Чечне приходилось 0,4 л чистого спирта, в Ингушетии — 0,3 л, в Дагестане — 1,7 л. Это минимальные значения для РФ.
Самая высокая смертность от отравлений алкоголем зафиксирована в Курганской области (32 погибших на 100 тыс. населения старше 15 лет), Пензенской области (27) и Бурятии (24).
В девяти регионах в 2022 году не было ни одного случая отравления: в Ярославской и Астраханской областях, Калмыкии, Севастополе, Северной Осетии, Ингушетии, Магадане, на Чукотке и Сахалине. В регионах Дальнего Востока в целом очень низкая смертность от отравлений алкоголем, что выглядит странно при высоком уровне потребления, считают аналитики.
В целом заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами несколько выросла: в 2021 году такие диагнозы впервые получили 36 человек на 100 тыс. населения, в 2022-м — 37 человек. Но, например, в 2010 году показатель составлял 108 человек на 100 тыс., в 2015-м — 70,5, в 2019 году — 48. Как ранее рассказывал “Ъ”, по данным Росстата, до 2021 года в России систематически снижалось число впервые выявленных людей с алкогольной зависимостью и алкогольными психозами (острое состояние, которое сопровождается галлюцинациями, перепадами настроения, нарушениями сна и другими симптомами). Однако в 2022 году здесь был зафиксирован некоторый рост: под диспансерное наблюдение были впервые взяты 54,2 тыс. человек (из них с алкогольным психозом 12,9 тыс.).
Аналитики проекта «Если быть точным», ссылаясь на данные Института измерения и оценки показателей здоровья, констатируют: в 2019 году от причин, обусловленных потреблением алкоголя, в РФ умерли 19,4 человека на 100 тыс. населения. Это второе место в мире после Белоруссии и в пять раз больше, чем в среднем в странах Западной Европы. Крепкий алкоголь — особенно одномоментно в больших дозах — главная причина высокой алкогольной смертности в России.
Нарушение тренда к снижению потребления алкоголя в Минздраве РФ объяснили пандемией коронавируса и вызванным ею стрессовым периодом. Однако в России потребление стало расти еще до кризисов, указывает профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына.
Медленный, но неуклонный рост продаж она называет итогом «ослабевающей антиалкогольной политики». Напомним, в середине 2000-х в России появился минимальный порог цены на водку, росли акцизы, магазинам запретили продавать спиртное ночью. «Примерно до 2018 года в России работала тихая антиалкогольная кампания,— добавляет экономист, профессор РЭШ Евгений Яковлев.— Ввели много мер, цены увеличивали со скоростью, в два раза превышающей инфляцию. Но потом все стало постепенно затухать. Например, перестали повышать цены на алкоголь (точнее, они растут, но вровень с инфляцией). И падение потребления прекратилось». Аналитики проекта «Если быть точным» подсчитали: в 2009 году на одну среднюю зарплату можно было купить 87 л водки, в 2014-м — 59 л, в 2021-м — 89 л, а в 2023 году — уже 105 л. Относительно зарплат водка снова дешевеет, пришли они к выводу.
Президент Ladoga Вениамин Грабар в разговоре с “Ъ” привел данные продаж компании: в период с 2019 по 2023 год продажи крепких спиртных напитков выросли на 150%, в то время как отгрузки вин увеличились только на 45%. «Если сравнить пять месяцев этого года с аналогичным периодом 2023 года, то здесь обсуждаемый тренд виден более отчетливо. В то время как продажи крепкого выросли на 40%, отгрузки вина снизились на 10%»,— заключает господин Грабар.
Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит о «спокойном тренде» постоянного и постепенного роста потребления — примерно на 5% в год. Среди причин, по его мнению, специальная военная операция и вызванная ею «психологическая напряженность», невозможность свободно путешествовать. Средний класс, говорит он, стал ездить за границу в два раза меньше и «пьет дома». Однако эти факторы, полагает господин Дробиз, «должны были отыграться» еще в 2023 году. Но в нынешнем году рост продолжился. «Я бы объяснил это снижением части рынка нелегальной продукции за счет повышения уровня жизни части малообеспеченных граждан — в связи с заработавшим мощно ВПК,— комментирует Вадим Дробиз.— Наконец, примерно с июля прошлого года население подвергается массированной информационной атаке, связанной с ожиданием повышения цен на импортную и российскую винодельческую продукцию. То есть люди, наверное, все-таки делают запасы».
Врач-психотерапевт Анастасия Кибакова при этом обращает внимание на сокращение употребления алкоголя среди молодых людей — современная молодежь все более стремится к здоровому образу жизни. Социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов подтверждает этот тренд. По его мнению, в ближайшие годы он может уравновесить негативную тенденцию роста потребления алкоголя. Директор основного портфеля Алкогольной сибирской группы Наталья Неворотова прогнозирует, что по крайней мере рынок крепкого алкоголя будет расти и впредь: «Потребитель меняется, подрастают новые, которые росли на большем разнообразии вкусовых напитков, и они более либеральны и готовы покупать и пробовать разные вкусовые вариации во всех категориях крепкого алкоголя».