«Независимо от стиля или периода цены на работы известных художниц растут»
Дмитрий Буткевич — о спросе на женское искусство
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, какие тенденции на аукционах заметили эксперты по итогам первого квартала 2024-го.
Эксперты антикварных сайтов, анализируя результаты первого квартала аукционного года, отмечают в качестве тренда возросшую конкуренцию за женщин-художников. Вполне в духе времени. Итак, активная политика западных музеев в сочетании с растущим спросом со стороны частных коллекционеров сделали рынок работ женщин-художниц особенно динамичным. Количество сделок с их работами удвоилось за пять лет и утроилось за десять лет. Независимо от стиля или периода цены на работы известных художниц растут, что обусловлено более высокой конкуренцией.
В январе Sotheby's продал «Автопортрет в костюме путешественницы» французской портретистки Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842 гг.) за сумму втрое выше верхнего эстимейта, $9 млн. Элизабет-Луиза Виже, официальный художник королевы Марии-Антуанетты, является одной из знаковых фигур, которых Национальная галерея искусств в Вашингтоне в настоящее время активно стремится приобретать для обогащения своих коллекций. Остро осознавая недостаточную представленность женщин-художниу в своих собраниях, все западные музеи в последнее время активизировали приобретение их работ.
Мартовские продажи подтвердили эту продолжающуюся переоценку женщин-артистов. По итогам Sotheby's London Modern and Contemporary Art Sessions, 60% лотов, созданных женщинами, превысили свои верхние оценки. Например, «Портрет Женевьевы» (1944 г.) Франсуазы Жило, известной не только тем, что она была спутницей Пабло Пикассо, но и своим талантом писателя и художника, ушел за $922 тыс., что почти в четыре раза выше эстимейта. Другие художницы также превзошли ожидания, в том числе наши современницы Этель Аднан, Ребекка Уоррен, Агнес Мартин и Сесили Браун. Не остались в стороне и молодые художники: британка Жаде Фадоджутими установила новый аукционный рекорд в марте, когда получила почти $2 млн.
Таким образом, основные тенденции прошлого, 2023 года,— дефицит шедевров, максимальный объем сделок и сильный интерес к женщинам-художницам — подтвердились и в первом квартале уже нынешнего, 2024 года.