Особая зона развития производства
ОЭЗ Санкт-Петербурга и компания «Газпром нефть» представили итоги сотрудничества на ПМЭФ-2024
В 2024 году на площадке «Новоорловская» особой экономической зоны «Санкт-Петербург» начнется создание второго инновационного центра для новых резидентов. Завершить строительство планируют в 2026 году. Первая площадка была введена в эксплуатацию два года назад, и ее якорным резидентом стало структурное подразделение «Газпром нефти». О том, как выстраивалось сотрудничество между ОЭЗ и крупным бизнесом, а также о планах, новых проектах и заключенных на ПМЭФ-2024 соглашениях главный редактор «Коммерсанта» в Санкт-Петербурге Андрей Ершов расспросил генерального директора ОЭЗ Тамару Рондалеву и главу направления развития нефтепереработки «Газпром нефти» Михаила Никулина.
АНДРЕЙ ЕРШОВ: Какие итоги работы ОЭЗ вы сейчас можете подвести?
ТАМАРА РОНДАЛЕВА: ОЭЗ — это уже более 7 тыс. рабочих мест, 60 млрд рублей налоговых отчислений. В регионы наши резиденты перечислили уже больше 23 млрд рублей. Сейчас мы развиваем две наши новые площадки — «Шушары» (127,2 га) и «Парнас» (27,6 га), которые были присоединены к ОЭЗ в конце 2023 года. В ближайшее время приступим к их проектированию, а затем строительству инженерной инфраструктуры.
Мы уже начали готовить второй инновационный центр, который будет построен для наших резидентов также на площадке «Новоорловская». Конкурс на проектирование уже объявлен, победителя узнаем в ближайшее время. Поэтому планов у нас очень много. Уже сейчас площадка «Парнас» полностью занята. Поэтому в планах также развивать пятую и шестую площадки ОЭЗ.
А. Е.: Эксперты не первый год обращают внимание на нехватку подготовленных промышленных площадей в Петербурге под размещение предприятий. Как решается этот вопрос в особой экономической зоне?
Т. Р.: Как я уже сказала, в ближайшее время мы приступим к проектированию второго инновационного центра на площадке «Новоорловская». У нас в планах также строительство научно-производственного центра в «Шушарах». То есть мы намерены только наращивать строительство готовых промышленных помещений.
А. Е.: Какие компании в перспективе могут быть размещены на объектах, которые будут построены в «Новоорловской» и «Шушарах»?
Т. Р.: Это небольшие инновационные компании, которые нуждаются в помещениях площадью примерно от 2 тыс. кв. м для того, чтобы быстро разместить свое оборудование. У нас есть яркий пример: сложный лабораторный комплекс компании «Газпром нефть» разместился в инновационном центре в ОЭЗ и значительно сократил сроки реализации своего проекта.
А. Е.: Вы можете оценить эффективность первого инновационного центра для инвестора?
Т. Р.: Мы работали как слаженная команда. Команда ОЭЗ учитывала их пожелания и делала все, чтобы сдать объект быстрее, чтобы коллеги смогли приступить к реализации своего проекта. Плотная коммуникация позволила решить очень много сложных задач.
МИХАИЛ НИКУЛИН: Проект, конечно, изначально был сложным. Внутри нашего центра находится большое количество сложных установок, лабораторных предметов и оборудования. Поэтому нам очень важно было найти в Петербурге площадку, с одной стороны, промышленную, с другой — наукоемкую. Мы выбрали ОЭЗ и, могу точно сказать, не прогадали. Работая в ОЭЗ, мы сэкономили время, потому что смогли присоединиться к уже строящемуся центру.
Во-вторых, команда ОЭЗ помогла нам решить целый ряд проблем — например, с подключением к инженерным сетям. Все делалось очень быстро. И в-третьих, ОЭЗ на сегодня — это проект, который удался и на площадках которого работает много компаний из фармацевтической отрасли, металлообработки. На территории большое количество научных кадров, которые для нас представляют интерес. Поэтому ОЭЗ — это некая синергия между людьми и бизнесами различных направлений.
А. Е.: На ПМЭФ-2024 «Газпром нефть» подписала соглашение с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом. В чем суть этого соглашения?
М. Н.: Уфимский государственный нефтяной технический университет — уникальный вуз в России. Второго такого действительно нет. Они дают сильную фундаментальную базу, а с другой стороны — их команда всегда работала на нефтеперерабатывающие заводы в башкирском нефтяном кластере, поэтому специалисты вуза привыкли сотрудничать с командами на производстве.
Последние два-три года мы научились вместе выстраивать комплексную работу: запускать научные проекты и параллельно открывать направления в магистратуре для обеспечения предприятия инженерными кадрами. Подписанным соглашением мы расширяем совместную работу с вузом.
«Газпром нефть» и Уфимский государственный нефтяной технический университет подписали соглашение о сотрудничестве в разработке инновационных материалов. Совместно они откроют многофункциональную лабораторию для синтеза углеродных материалов с повышенной износостойкостью, прочностью и другими особыми свойствами.
А. Е.: Вы также сотрудничаете с Санкт-Петербургским отделением Российской академии наук (РАН). В чем заключается сотрудничество?
М. Н.: Мы создаем новые направления развития нефтепереработки. Это по-настоящему наукоемкий бизнес, в котором сочетаются прикладные исследования, инжиниринг и проектирование. Открытие отделения РАН в Петербурге год назад — это большое событие для города и для нас. Новое отделение РАН — это место консолидации всех ученых, вузов, институтов, которые могли бы работать с компанией «Газпром нефть». За год Академии наук удалось многое сделать: они структурировали работу, собрали и консолидировали активы, выстроили их по ученым советам. Привлечение экспертизы отделения РАН, которое объединяет две сотни лучших ученых города, поможет нам получать из нефтяного сырья больше сложных продуктов и материалов с уникальными свойствами
А. Е.: «Газпром нефть» также кооперируется с местными фармпроизводителями, в том числе с резидентами ОЭЗ. Какие продукты вы разрабатываете в рамках этого сотрудничества?
М. Н.: Получение инновационных материалов из нефти — перспективное направление развития нашей отрасли. Речь идет о том, чтобы создать в стране интегрированные цепочки от нефти и нефтепродуктов к химическим продуктам, которые станут сырьем для фармацевтических предприятий. То есть выстроить цепочку «нефтепродукты — химия — фармацевтика».
Конечно, мы не позиционируем себя в этой цепочке, как производители фармпрепаратов. За счет взаимодействия между нефтепереработчиками, химией и фармацевтическими компаниями на уровне страны можно выстроить новые системы полного цикла.
А. Е.: Вы довольны таким сотрудничеством между резидентами? Это исключение из правил или норма?
Т. Р.: Это логический итог работы резидентов ОЭЗ. Они так или иначе приходят к развитию кооперационных цепочек, потому что им выгоднее сотрудничать, развивать связи, чтобы сокращать сроки реализации. Сотрудничая, они выстраивают прямой контакт с производителями тех компонентов, в которых сейчас остро нуждаются. Я считаю, что такая совместная работа будет только на пользу и будет дальше развиваться. Запрос на это существовал всегда. И экономическая ситуация стимулирует наших резидентов к сотрудничеству между собой.
АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург»
Реклама