Традиции прошлого, технологии будущего

Пять причин посетить обновленный Музей истории ГАЗ

За полтора года, прошедших с момента открытия после масштабной реконструкции Музея истории Горьковского автозавода, его посетили более 200 тыс. человек — это сопоставимо с населением небольшого города. Цифра впечатляющая, но объяснимая: музей, демонстрирующий, по сути, историю российского автопрома, — из тех нижегородских достопримечательностей, ради которых в город приезжают специально. Его экспозиция всегда была невероятно популярна как среди ценителей нижегородских машин, так и среди рядовых туристов, а теперь интерес вырос в несколько раз: музей превратился в мультимедийный центр со множеством современных технологий, но при этом сохранил уникальную атмосферу — с уважением к создателям и традициям легендарного бренда.

Автомобиль ГАЗ-М1 в экспозиции Музея истории ГАЗ

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Чтобы понять весь масштаб перемен, коснувшихся Музея истории ГАЗ, нужно вспомнить контекст, когда все начиналось в 2020-м. Для автозавода это было непростое время: санкции, коснувшиеся предприятия раньше других российских производителей, пандемия и ее последствия… Казалось бы, не до музейной реновации. Но на автозаводе решили иначе: музей был включен в корпоративную программу развития территорий «Новый социальный вектор», инициированную работниками предприятия и поддержанную общественным деятелем Олегом Дерипаской. Ее суть — в реновации социальных объектов, наиболее востребованных у жителей района, за счет совместных усилий компании, муниципальных и региональных властей.

«Еще Бердяев говорил, что в общественной жизни духовное начало принадлежит культуре: какова культура, такова и экономика, не наоборот.

Культура формирует человека, который создает материальные ценности. Поэтому сугубо производственные процессы тесно переплетаются с вопросами нравственности и духовной преемственности», — объясняет суть проекта директор Музея истории ГАЗ Наталья Колесникова.

Обновленный Музей истории ГАЗ

Ожившая история

Первое, чем удивляет обновленный музей, — устройство экспозиции. Если раньше экспозиция автомобилей размещалась на одном этаже и как будто была растянута в горизонтальной плоскости, а второй этаж занимали документы и неавтомобильные экспонаты, то сегодня это три этажа, пронизанных светом и современными технологиями. Этажи объединяет стеклянный атриум, в котором несколько автомобилей как будто парят на тросах. Но это только первое впечатление. Дальше — открытий еще больше.

Навигация в музее построена хронологически: с момента строительства автозавода до сегодняшнего дня. В контекст разных эпох вписаны легендарные машины нижегородского автозавода, в истории создания которых отражается и история страны. При этом единую ткань музейного пространства формируют новые технологии — в музее около 90 интерактивных локаций. Видеопроекции и анимация, сенсорные экраны и аудиоточки, видеоскопы и VR — благодаря дополненной реальности экспонаты буквально оживают.

Например, от прикосновения к рукояткам тачки первостроителей (подлинной, сохранившейся с той поры) на стене появляется кинохроника о строительстве завода. На уникальных кадрах — крестьяне из деревень Монастырка и Карповка, в лаптях и с такими же тачками. Невозможно поверить, но с минимальной механизацией они построили первый в стране автозавод конвейерной сборки за 18 месяцев!

Экспозиция Музея истории ГАЗ

В зале, посвященном периоду Великой Отечественной войны, ощущение эпохи передают аудиозаписи голосов ветеранов, которые рассказывают о пережитом: как работали в тяжелейших условиях, как собирали на крышах цехов «зажигалки», как за рекордные 100 дней восстанавливали завод после бомбежек. Транслирует эти истории настоящее радио времен войны. С помощью VR-шлема можно буквально перенестись в цех, где собирали легендарные «полуторки» ГАЗ-АА, а через специальный видеоскоп заглянуть под капот современной «Газели» и изучить компоненты в 3D-формате.

Для детального погружения в эпоху возле экспонатов есть сенсорные экраны, в которых хранятся массивы данных, в том числе из музейных запасников. Это особенно ценно для исследователей: можно изучить, например, оцифрованные инженерные документы, документы о сотрудничестве с партнерами из компаний Ford и Austin, которые помогали строить «советский Детройт», объявления о первых вакансиях 1930-х годов или отыскать знакомые фамилии в полном списке автозаводцев, в разные годы получавших госнаграды.

Олень на капоте автомобиля «Волга» в Музее истории ГАЗ

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Автомобили-легенды…

Главные герои экспозиции — конечно, машины легендарной марки. В музее представлены 43 автомобиля — от «полуторок», «Побед» и «Чаек» до современных «Газелей» и «Соболей». Все на ходу: поставить аккумулятор, залить бензин и масло — и вперед.

Несмотря на то, что среди автомобилей есть много известных и узнаваемых, удивляться тоже есть чему. Например, мало кто знает, но прародителями первых УАЗов были машины ГАЗ: в УАЗ был переименован легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69, переданный в Ульяновск после войны. Или еще интересный факт: ГАЗ-51, оказывается, был в свое время оте­чественным рекордсменом по объемам поставок за рубеж. Особой популярностью эти грузовики пользовались в Венгрии и ГДР, а в польском Люблине и северокорейском Дычхоне даже было налажено производство по советской лицензии.

Среди экспонатов есть и автомобили, впервые представленные широкой публике. Это, например, не пошедшая в серию ГАЗ-3115 «Волга», прототипы внедорожников и даже автомобиль на воздушной подушке.

Есть в музее и особые, знакомые только коллекционерам детали машин, вроде надкапотной фигурки сокола — оказывается, именно он, а не знаменитый олень, изначально должен был украшать легковые машины марки ГАЗ.

Директор Музея истории ГАЗ Наталья Колесникова

…и их создатели

Наряду со всей технологичностью каждая локация в обновленном музее напоминает, что машины — дел рук человеческих. В этом смысле авторам концепции и хранителям музея удалось поменять форму, сохранив при этом суть экспозиции, которая передает восхищение ролью каждого, кто внес вклад в строительство завода и города вокруг него, в создание легендарных машин. Как говорит директор музея Наталья Колесникова, музей — «о человеке и для человека».

Прочувствовать каждую эпоху помогают личные вещи и фотографии, свидетельства частной жизни автозаводцев, описания быта. Вот кинопроектор, который Генри Форд подарил одному из первых директоров автозавода Сергею Дьяконову во время его визита в США, а вот личные часы легендарного конструктора автозавода Андрея Липгарта и неподалеку — удостоверение, выданное товарищу Панову, командированному на фронт для полевого ремонта автомобилей ГАЗ-АА. Стилизованный директорский кабинет воссоздан в духе времени: часы с боем, лампа с зеленым абажуром, стол под красным сукном.

Есть в музее и документы, по которым можно буквально проследить за полетом творческой мысли — и это не только конструкторские чертежи, наброски художников или пластилиновые и деревянные макеты автомобилей. Например, в музее представлен список названий нового грузовика, составленный конструктором Владимиром Носаковым — будущая «Газель» могла бы быть «Пчелкой», «Белкой» или даже «Челноком».

Экспозиция Музея истории ГАЗ

Город мечты

Особое место в ретроспективной части экспозиции занимает история строительства первых микрорайонов вокруг автозавода. Современный Автозаводский район, крупнейший в Нижнем Новгороде, который сейчас принято называть «городом в городе», начинался с Соцгорода — города советской мечты. В музее есть фотографии, особенно ценные для местных жителей: вот как выглядел в 1930-е будущий проспект Октября и как застраивали Монастырку, а вот первая трамвайная линия Автозавода и только-только построенный знаменитый радиусный дом.

Есть интересные факты и для гостей Автозавода: например, понятие «народной стройки», знакомое многим жителям страны, зародилось именно здесь. Механизм, по которому предприятия выделяло строительные материалы, а рабочие сами возводили себе дома, придумали в 1950-е автозаводцы, а потом их инициативу одобрили на всесоюзном уровне.

По форме стенд интерактивен, его интересно изучать: блоки вращаются, факты раскрываются после просмотра фото, а важные документы — в выдвижных ящиках. Атмосферу времени передает аудиоточка: здесь тоже можно послушать воспоминания ветеранов, своими руками строивших район.

Мультимедийные технологии в Музее истории ГАЗ

Технологии будущего

Весь третий этаж музея отдан будущему — он посвящен школьникам и студентам и полон образовательных технологий и интерактива. Парой часов здесь точно не обойдешься — это пространство способно увлечь на добрых полдня, а в принципе — и на всю жизнь. «Одна из задач корпоративного музея — профориентация, воспитание у молодежи интереса к техническим профессиям, поэтому и родилась эта концепция историко-технического образовательного центра, — объясняет директор музея Наталья Колесникова. — С помощью современных технологий ребята могут познакомиться со множеством профессий сферы автомобилестроения: инженера, логиста, сварщика, оператора конвейера, специалиста сервисных служб и т. д., и убедиться в том, как все это может быть интересно».

У многих со школы остался стереотип о скучных музейных экскурсиях, но здесь все иначе: экспонаты можно и нужно трогать, а некоторые — еще и по-настоящему испытывать. Например, за сенсорными кульманами проектировщиков можно сконструировать свою «Газель» и тут же провести ее виртуальные испытания на стенде. Примерив маску сварщика с VR-технологиями, попробовать сделать ровный сварочный шов. Или сесть за руль погрузчика и научиться им управлять.

И детям, и взрослым азарта добавляют задания на скорость и реакцию: надо, например, за пять минут «собрать» на экране автомобиль, найдя в его конструкции место для всех основных агрегатов. В случае удачи рядом автоматически запускается модель крошечного двигателя.

А самые маленькие в отдельном зале могут потренироваться заправлять автомобиль, «покататься» по городу на тренажерах-симуляторах и даже получить очень похожие на настоящие собственные права, которые по итогам викторины на пластиковой карточке за минуту печатает специаль­ный принтер.

Вся лента