Платежи просачиваются в Китай

Как российские компании совершают расчеты с поставщиками из КНР

Бизнес нашел способы расплатиться с китайскими партнерами, но легче не стало. Как пишут «Известия», платежи из России в КНР после месяцев неопределенности стали проходить легче, в том числе благодаря мелким банкам, которые не боятся санкций. Собеседники “Ъ FM” это подтверждают. Но многие проблемы остаются.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Какие сложности испытывает бизнес, торгуя с Китаем? Сооснователь платформы Digital VED Анна Фомичева отметила, что многое зависит от позиции поставщиков и группы товаров: «Легче стало тем, кто занимается, допустим, одеждой или ведрами. А если это 84-я группа — оборудование, запчасти — проще не стало. Мелкие банки работают, это правда. В Китае есть ряд финансовых организаций, готовых с нами работать. Например, сельский коммерческий банк в каком-нибудь Хуньчуне. На севере КНР финансовые организации изъявляют готовность работать с нами и меньше боятся санкций.

В общей массе ничего особенно не изменилось. Просто есть ряд импортеров, у которых простые группы товаров, и они могут платить через филиалы банков на севере Китая. Через ВТБ в Шанхае платежи проходят, но многие китайские поставщики не хотят их принимать. Поэтому стало не легко, а понятно.

Если мы нашли агента, который готов перевести денежные средства через свой торговый дом, то всегда нужно спрашивать: а готов ли банк поставщика принимать их и от ВТБ в Шанхае, и из Киргизии, и из России? И кто банк-корреспондент? Платежи из РФ тоже идут, например, в те же северные банки. И когда ко мне приходят и просят наладить финансовую логистику, я спрашиваю: кто банк-корреспондент, какое назначение, что за товар? А у поставщика стоит уточнить в WeChat, как он готов получать денежные средства».

Из-за риска вторичных санкций импорт из Китая приходится настраивать через третьи страны, и это приводит к удорожанию продукции для конечного покупателя, рассказал “Ъ FM” генеральный директор компании «Альгимед» Дмитрий Славашевич, который занимается поставками фармацевтического оборудования: «Из всего нашего пула поставщиков только 2-3% по-прежнему работает с прямыми платежами из России. Это относится лишь к тем контрагентам, у которых в учредителях, например, есть граждане Евросоюза или американцы, и кто работает больше с региональными банками.

Все остальные очень опасаются и, собственно, настаивают на трансакциях через торговых агентов и желательно не из России. Платеж тогда идет через третьи страны. Но даже в этом случае они настаивают на том, что в отгрузочных документах мы не можем открыть экспорт в Россию. Если платеж приходит, условно, через Казахстан, то, собственно, товар тоже должен уйти на Казахстан и там растаможиться. Все это влияет на себестоимость конечного товара. В итоге цены для конечного потребителя повышаются.

Сильно ли вырастает стоимость в процентах? Если в начале года посреднические услуги могли стоить 3-6% от суммы инвойса, то сейчас ставки доходят до 10%. Но минус агентской системы в том, что посредник берет на себя обязательства доставить деньги до банка получателя, но не факт, что этот платеж будет зачислен. Получатель может отказаться от него, и средства нужно будет возвращать, а комиссию все равно придется заплатить. Поэтому вилка повышения стоимости для потребителя — от 3% до 10%. Все зависит от того, кто как нашел какие варианты оплаты».

Для импортеров большое значение имеет рейтинг в системе Sinosure — это китайская корпорация, которая страхует местных экспортеров и дает отсрочку платежа. Компания Finn Flare 30 лет зарабатывала себе репутацию в КНР, рассказала “Ъ FM” ее генеральный директор Ксения Рясова. И теперь с Китаем проблем не возникает. В отличие от других стран, где принимают юани, отмечает собеседница “Ъ FM”: «В феврале из Бангладеш морем вышли два наших контейнера, тогда же мы заплатили деньги. Первые два раза средства вернулись, их отправили в третий раз. Эти два контейнера с футболками уже можно будет выбросить, потому что сезон закончится. Ситуация очень болезненная, но это именно в Бангладеш. В Китае все не настолько сложно в свете того, что компания Finn Flare имеет высокий рейтинг в китайской системе Sinosure, то есть правительство КНР готово нас кредитовать. Поэтому то, что отправленные деньги идут два месяца, наших поставщиков несильно смущает, то есть тут вопрос чисто репутации.

В мае мы были на выставке Кантоне, нашли много новых интересных производителей и столкнулись с тем, что они боятся работать с русскими. Очень хорошая интересующая нас фабрика сначала отказалась, потом мы сказали руководству, посмотрите наш рейтинг в Sinosure, пообщайтесь с другими. Они пообщались, и представитель фабрики сказал: "С русскими работать не хочу, с вами хочу».

По словам участников рынка, китайские организации все чаще начинают открывать представительства в России и принимать оплату в рублях. Некоторые компании из КНР используют для расчетов криптовалюты. Трансакции, как правило, проходят через Гонконг.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента