Для русских дорог и толстых кошельков

115 лет первому отечественному серийному автомобилю

21 июня 1909 года увидел свет пионер российской автопромышленности - автомобиль «Руссо-Балт» модели С 24/30. В это время Генри Форд уже планировал выпуск массового автомобиля.

Сигнал свыше

Указание о развитии автомобилестроения крупнейший из машиностроительных комбинатов России — Балтийский вагоностроительный завод - получил непосредственно из правительства. В короткие сроки и практически с нуля под Ригой вырос новый завод, которому отводилась роль главного поставщика легковых машин и грузовиков в армию. Военное ведомство помогло с кредитами.

Изначально Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) занимался строительством железнодорожной и сельскохозяйственной техники. Под автомобильное производство в Риге был выделен новый цех, где были установлены 142 станка. Фабрика была разделена на литейный, кузнечный, кузовной, жестяно-штамповочный, обойно-малярный и рессорный цеха, а также металлообрабатывающее и сборочное отделения.

1909 год. Рига. Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), на котором в 1909 году началось производство первого российского автомобиля «Руссо-Балт»

Фото: Wikipedia

В 1908 году малоизвестная бельгийская фирма «Фондю» (Fondu) продала РБВЗ лицензию на выпуск автомобилей мощностью 24–30 л.с.

1910-е годы. Рига. Инженер Русско-Балтийского вагонного завода Жюльен Поттера. Под его руководством началось производство первых автомобилей Российской Империи «Руссо-Балт»

Фото: pastvu.com

Для налаживания производства бельгийцы направили в Россию своего инженера. Им стал 26-летний швейцарец Жюльен Поттера, принявшийся за организацию работ с большим энтузиазмом. Вместе с ним работали русские конструкторы Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев. Вскоре на РБВЗ уже выпускали легковые машины семейств К-12, С-24 и Е-15, а также три модели грузовиков Д-24, М-24 и Т-40. Наиболее массовой моделью стала С-24, на нее приходилось 55% общего выпуска. В обозначении этой модели цифра 24 означала мощность двигателя в лошадиных силах.

«Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы имеет 24 л. с. и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург — Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России», — писала газета «Рижская жизнь».

Русский значит быстрый

«Русские автомобили, специально приспособленные для русских дорог и изготовленные исключительно из русского материала» - гласил рекламный слоган компании. И действительно, в то время «Руссо-Балт» был настоящим автомобилем для отечественных дорог, - надежным, с высокой проходимостью. По суровым российским дорогам «Руссо-Балт» ездил с ветерком и комфортом. Подвеска задних колес была сделана особым образом, чтобы обеспечить удобную езду по булыжнику и грунтовым дорогам. Для передвижения зимой машина могла быть оснащена лыжами и резиновыми гусеницами с металлическими гребнями. Ее технические характеристики также были впечатляющими для того времени.

Так, первая и самая массовая модель «С» развивала скорость до 90 километров в час и имела мощность 30-40 лошадиных сил. Для сравнения, «одноклассник» этой модели, «Мерседес Бенц 22/40» при той же мощности развивал только 70 километров в час.

В доказательство своей крепости автомобили РБВЗ регулярно участвовали в автопробегах, одерживая одну победу за другой. Модель С 24/30 преодолела в своем первом пробеге дистанцию 1177 километров всего за восемь часов, заработав свою первую золотую медаль. Благодаря высокому качеству сборки и большой производительности мотора «Руссо Балт» лидировал во многих международных соревнованиях. Наиболее показательным примером надежности отечественного автомобиля стал подъем на вулкан Везувий, куда до этого не поднимался ни один автомобиль

Пришелся ко двору

Российский серийный автомобиль был в те годы по карману очень немногим. Стоимость «Руссо-Балта» варьировалась от 5,5 до 8 тысяч рублей в зависимости от комплектации. В то же время автомобили иностранного производства похожего класса, такие как «Рено» из бюджетного сегмента или «Мерседес» из более престижного, стоили дешевле, около 5000 рублей. По этой причине отечественные модели могли себе позволить только высокопоставленные чиновники, купцы, и те, кому очень сильно этого хотелось.

Начало продаж автомобилей РВБЗ датируется маем 1910 года. Одними из первых владельцев «Руссо-Балта» стали граф Сергей Витте и императрица Александра Федоровна. В семье Николая II «Руссо-Балт» пришелся ко двору.

26 мая 1914 года. Российская Империя, Крым. Император Николай II с дочерями Ольгой, Анастасией и Татьяной на Романовской шоссейной дороге из Ялты через Чучельский перевал во время путешествия на двух автомобилях до Царского охотничьего домика

Фото: Wikimapia / Анна Александровна Вырубова

У последнего российского императора автомобилей этой марки, приобретенных в качестве машин сопровождения, было два. Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три «Руссо-Балта», бюджетную малолитражку модели К 12/20 приобрела Мария Павловна Романова.

Среди владельцев также были редактор журнала «Автомобиль», авто и мотогонщик Андрей Нагель, кораблестроитель, профессор Константин Боклевский, банкир Александр Путилов.

Высокая цена автомобиля объяснялась не только престижем. Главная причина была в том, что РВБЗ самостоятельно освоил конвейерное производство, следуя примеру «Форда». На новых станках допуск у деталей получился минимальным. Каждая из них была взаимозаменяема с другой деталью из той же партии. В журнале «Аэро- и автомобильная жизнь» в № 8 за 1911 год отмечали: «Эти мастерские ни в чем не уступают лучшим заграничным». Еще одним преимуществом и обоснованием высокой цены стало большое разнообразие кузовов: от классических «ландоле» и «торпедо», и заканчивая «лимузином» и «дубль – фаэтоном».

На войне

Председатель Совета акционеров РБВЗ Михаил Шидловский совмещал эту должность с другой, начальника эскадры воздушных кораблей. При этом эскадра была только частично укомлектована автомобилями марки «Руссо-Балт». Полностью перевести эскадру на автомобили «Руссо-Балт» не получалось. Грузовики завод производил в малом количестве и не собирался развивать это производство, а легковых просто не хватало. В марте 1914 года для пополнения воздухоплавательных частей Русско-Балтийскому вагонному заводу заказали 15 машин. Автомобили «Руссо-Балт» С 24/40 НР, окрашенные в военный цвет с обивкой из зеленой кожи были изготовлены к августу. Для службы в авиационных отрядах завод создал специальный кузов, отличающийся увеличенной длиной и широкой задней дверью, чтобы в салоне могли продольно разместиться носилки.

Большинство военных автомобилей марки «Руссо-Балт» имело открытый кузов. На шасси модели с мощностью 40 лошадиных сил была построена карета скорой помощи с гусеничным приводом задней оси и лыжами между передних колес. Тогда же появились и первые российские бронеавтомобили. Их главными преимуществами стали небольшой вес и рациональное расположение брони, которая могла защитить стрелков, вооруженных тремя пулеметами «Максим». Такие модификации послужили в Первой мировой и Гражданской войнах.

Последний из «Руссо-Балтов»

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей С-24, из них 285 - с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 ландоле, 10 дубль-фаэтонов и 21 остальных типов.

Во время Первой мировой войны завод был эвакуирован из Риги в подмосковные Фили. Рижское производство оказалось утрачено, но еще оставался запас запчастей. Из этого запаса заводы успели собрать полсотни машин для нужд царской армии.

Последним ударом стала национализация «Руссо-Балта» в 1918 году по постановлению Совета Народных Комиссаров. После этого завод прекратил выпуск автомобилей и был перепрофилирован на военное производство.

1917 год. «Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа». Автомобиль «Руссо-Балт» для езды по снегу, Итальянская ул., д. 25

Фото: МАММ / МДФ / russiainphoto.ru / Карл Булла

Попытка возвращения великой марки была сделана в 2006 году с помощью одного тюнинг-ателье, выкупившего права на название «Руссо-Балт». Созданный на базе спортивного купе «Mercedes-Benz» концепт-кар «Russo-Baltique Impression» должен был стать мелкосерийным суперкаром высшего класса, но дальше единственного экземпляра, представленного на выставке в Италии, дело не пошло. Легендарный «Руссо-Балт» остался в истории. По некоторым оценкам, сегодня в мире сохранились три комплектных экземпляра исторических моделей «Руссо-Балт».

Василий Евдокимов

Вся лента