Лучший вид на этот город

ТЮЗ закрыл сезон спектаклем об оккупации Воронежа

Художественный руководитель Воронежского театра юного зрителя (ТЮЗ) Евгений Кочетков поставил последний спектакль сезона «Воронеж — река глубокая» по одноименному роману Михаила Демиденко. Из частично автобиографической книги об оккупации и освобождении города в Великую Отечественную войну режиссер взял эпизоды о предвоенной жизни и оккупации и решил их в документальной манере с элементами сторителлинга. Спектакль стал и последним для Евгения Кочеткова в качестве худрука — об этом стало известно менее чем через неделю после премьеры. Министерство культуры региона, объявляя о кадровых изменениях, сообщило, что Евгений Кочетков продолжит работу в театре в качестве режиссера. Корреспондент „Ъ“ Александр Прытков попытался найти глубокую связь между этими событиями.

Фото: Андрей Парфенов

Премьера спектакля «Воронеж — река глубокая» по одноименному роману уроженца города Михаила Демиденко о городе времен Великой Отечественной войны прошла на малой сцене ТЮЗа в середине июня. Его поставил приехавший в Воронеж менее трех лет назад худрук театра Евгений Кочетков. В афише постановка характеризируется как «признание в любви родному городу». Накануне премьеры Евгений Кочетков рассказывал СМИ, что при работе над спектаклем ощущал, что Воронеж для него тоже чуть-чуть стал родным.

Роман Михаила Демиденко частично автобиографический. При этом «Воронеж — река глубокая» — переработанный вариант более ранней книги «Приключения Альберта Козлова» (в новой версии персонаж получил фамилию Васин), поэтому вряд ли у актера Ярослава Козлова были конкуренты на главную роль. Режиссер еще более тесно связал первоисточник с сегодняшним днем, начав спектакль со слов участвующих в постановке актеров о современном Воронеже. Документальности добавил и выбранный для постановки жанр сторителлинга, когда артисты не столько играют персонажей, сколько пересказывают сюжет и активно взаимодействуют с публикой.

Сцену на две части разделил помост, заходящий даже на первые ряды зрительного зала. Для самих зрителей доступны несколько вариантов посадки: непосредственно в зале и на сцене по бокам от помоста. Других декораций нет, но конструкция и рассадка открывают широчайшие возможности для сценографии, тем более что в книге, например, есть взятый из реальных историй об оккупации Воронежа эпизод о мальчике, который ночью переводит советских разведчиков по бродам через реку на занятый фашистами правый берег города.

Задумка потенциально была изобретательной, ее реализация — разочаровывающей.

Книга Михаила Демиденко охватывает период примерно от начала войны до ее конца. Для спектакля Евгений Кочетков взял первую часть с рассказами о предвоенном Воронеже и бегстве Альберта и его брата Рогдая из города при оккупации  — лишь в финале скомканно рассказывается об освобождении и возвращении персонажей. Конструкция, по которой актеры периодически ходят туда-сюда, оказалась полностью уместной лишь в одной сцене, когда сначала герои сидят на крыше дома и рассказывают об открывающихся видах и потом спасаются от вражеских бомбардировщиков.

При этом зрителям сценография скорее добавила неудобств. Повествование разбито на эпизоды, на экраны транслируются их названия: «Глава первая, в которой рассказывается…» и т.д. Причем слова «глава первая» показываются на заднике, «в которой рассказывается» и непосредственно о чем — поочередно по бокам. Сидящим в зале надписи мешает прочитать свет, зрителям на сцене — расположение мест, с которых не виден текст.

В спектакле заняты семь актеров. Из них только за Ярославом Козловым и Алексеем Ивановым закреплены роли главных персонажей. Остальные периодически подключаются и готовы при розыгрыше сценок стать кем угодно из второстепенных героев. Но рассказывать историю начинают все семеро — буквально дословно по книге, но по предложению: один человек подхватывает слова другого. Это поначалу сбивает с толку даже знакомых с первоисточником: что происходит и кто о чем говорит, понять проблематично.

Фото: Андрей Парфенов

В постановке есть и сильные эпизоды: та же крыша или первый налет (звуки самолета актеры натурально передают просто гудением), отдельные сюжетные сценки. Но и здесь артисты постоянно переключаются с игры на пересказ, что не добавляет ясности происходящему: вот только что было активное действие — и вдруг уже люди стоят столбами и что-то декламируют. Из музыки тут только написанные специально для спектакля актером Олегом Столповским песни в бардовской стилистике.

Интересен спектакль в первую очередь своей краеведческой частью. Актеры пересказывают, что было в Воронеже до войны, как было устроено жилье. Однако в рассказах без какого-либо визуального сопровождения вряд ли все зрители смогут себе представить объемную картинку: для этого надо знать центральную часть города достаточно хорошо.

Вечером 18 июня областное министерство культуры сообщило, что Евгений Кочетков покидает пост худрука «в рамках плановых кадровых перестановок». При этом, подчеркивали в ведомстве, он продолжит сотрудничество с театром в качестве режиссера. Сам худрук публично о причинах не рассказывал, назвав работу в ТЮЗе «важным этапом». Театр, в свою очередь, поблагодарил его «за плодотворное сотрудничество и поставленные им прекрасные спектакли».

Вся лента