Шоппинг молодость любит

Какие обновления необходимы московским ТЦ

Больше половины торговых центров Москвы нуждаются в обновлении. Порядка 60% столичных моллов старше десяти лет, они устарели морально и физически и требуют реновации, заявили в департаменте торговой недвижимости NF Group. По словам представителей компании, часть ключевых ТЦ, например, «Мега» или «Метрополис» периодически капитально обновляют свои здания и системы, но другие объекты продолжают работать в том виде, в котором были построены.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Какие торговые центры нуждаются в реновации? И какие обновления им необходимы? Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева объяснила, что в некоторых случаях речь идет о полной реконструкции здания: «Нет какого-то одного типа объектов, которые где-то в конкретной точке находятся. Надо понимать, что первые торговые центры в Москве начали появляться еще в 1998 году, и вплоть до 2014 года каждый год на рынок выходил довольно большой объем торговых центров. "Афимолл", "Метрополис", торговые центры "Мега", "Европолис", крупноформатные моллы подвергаются как глобальным переделкам, так и регулярным локальным обновлениям.

Но есть и более простые объекты, в основном малоформатные ТЦ, которые находятся либо у метро, либо в спальных районах, даже в центре города. Часть таких объектов являются полупрофессиональными, рыночного типа. Конечно, они зачастую требуют обновления фасадов, общих зон, коммунальных систем, всех инженерных систем, водоснабжения, канализации и прочее. Мы говорим про очень серьезные обновления, когда, по сути, остается каркас здания, а все внутри меняется.

С 2020 года рынок почувствовал, что спрос со стороны частных предпринимателей и мелкооптовой торговли начинает сокращаться. Собственники разные. Есть те, которые понимают, что у них год от года поток падает, еще чуть-чуть и они уже будут не предотвращать проблемы, а работать в кризисе ситуации. Самый правильный выход — не ждать, когда полностью объект развалится, в том числе концептуально, и уйдут все арендаторы».

Кроме того, современные арендаторы имеют определенные запросы, подчеркивают в компании NF Group, это в некоторых случаях стимулирует собственников торговых площадей заниматься реконструкциями зданий и модернизировать их.

Однако в последние годы новые торговые центры на рынке не появляются, и собственники не всегда готовы к изменениям, отмечает партнер компании Triniti Consulting Александр Обуховский: «Раньше каждый год выводились новые ТЦ, они увеличивали общий сток. Последние два года этот сток практически не увеличивался. Устаревание присутствует не только во внешнем виде, но и в концепции, в составе арендаторов. Те арендаторы, которые, например, десять лет назад удачно разместились в каком-то месте, уже все свои капитальные затраты отбили и никуда не хотят двигаться, вполне могли уже устареть, но традиционно они никуда не съезжают, а это тоже элемент обновления.

Инженерные системы тоже не стоят на месте. В каких-то торговых центрах вещи, которые влияют на безопасность, просто износились. Все это требует обновления.

Реновация — это широкий термин, фактически он означает снос и строительство нового. Получается, что стоимость сноса незначительная, в отличие от строительства нового здания. Все мы знаем, какие это цифры.

Такая реновация не целесообразна ни для кого, если только объект не является опасным для эксплуатации. В остальных случаях разбег стоимости ремонта может быть очень большой. Абсолютные суммы сложно спрогнозировать, но если говорить о квадратном метре, то от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. может доходить стоимость».

По информации участников рынка, с 2014 года доля незаполненных площадей в столичных торговых центрах достигла минимума и составила 6%. Низкий показатель связан с тем, что новые здания в эксплуатацию не вводятся, а арендаторы по-прежнему проявляют активность к торговым местам.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента