Отток населения сдержат стройкой
Минвостокразвития отчиталось об итогах поддержки Дальнего Востока
Без миграционного прироста население Дальнего Востока к 2030 году сократится более чем на 200 тыс. человек, следует из прогноза, представленного в пятницу на коллегии Минвостокразвития. Численно растущим регионам (пока это только Якутия, Чукотка и Камчатка) ведомство обещает предложить дополнительные бюджетные стимулы. Также на коллегии руководство Минвостокразвития отчиталось о существенном росте объемов строительства и инвестиций в макрорегионе и сообщило, что для их дальнейшего расширения рассчитывает на утверждение мастер-планов крупных городов и увеличение энергомощностей под заявленные инвестпроекты.
Удержание населения остается основной проблемой на Дальнем Востоке и в Арктике. Пока рост численности отмечается лишь в трех регионах — это Чукотка, Камчатка и Якутия, сообщил вчера глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на годовой коллегии ведомства. Растущим регионам обещан механизм бюджетной поддержки, позволяющий корректировать показатели бюджетной обеспеченности вслед за увеличением населения. Такие предложения будут разработаны к следующему Восточному экономическому форуму во Владивостоке (пройдет в сентябре), пообещал министр.
По прогнозу федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан»), к 2030 году численность населения в макрорегионе может снизиться с 7,866 млн до 7,65 млн человек (на 216 тыс.).
Для сохранения показателя хотя бы на прежнем уровне потребуется увеличение миграции. Снижение смертности и рост числа рождений могут сократить отток только на 84 тыс. человек.
Отметим, что из представленного ранее Минэкономики сводного резюме оценки эффективности госпрограмм в 2023 году следует, что фактическая численность населения на Дальнем Востоке отличается от плановой (заложенной в госпрограмме) на 299 тыс. человек. Целевым показателем для прошлого года была цифра в 8,166 млн человек.
Что же касается инвестиций, то они прирастают на Дальнем Востоке заметно быстрее, чем люди: темпы роста вдвое превышают средние по РФ (плюс 20% за прошлый год).
Темпы роста строительства тоже в два раза выше средних (19% против 8%), а ввода жилья — в три раза выше (26% против 8%), перечислил министр. Увеличение объемов строительства (в прошлом году было введено 4,5 млн кв. м жилья) впервые привело к снижению цен на дома и квартиры по сравнению со средними по РФ. Сейчас средняя стоимость метра жилья в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) ниже общероссийской на 12%, а в 2019 году она была на 15% выше.
Из заявленного объема инвестиций (9,6 трлн руб.) в ДФО вложена уже почти половина (4,3 трлн руб.). В основном это крупные проекты — на них в прошлом году пришлась четверть капвложений (547 млрд руб.). До 2030 года приток инвестиций должен вырасти до 10,5 трлн руб., число новых рабочих мест — до 230 тыс. (с нынешних 149 тыс.). Такой рост, однако, приведет к увеличению нехватки энергомощностей: к 2029 году потребление электроэнергии в регионе может вырасти еще почти на 40%. Это потребует создания дополнительных мощностей в объеме 3 ГВт, оценивают в министерстве.
В рамках развития региона до 1 октября этого года должны быть утверждены мастер-планы развития 22 городов на период до 2030 года (их реализация потребует вложений в размере 4,4 трлн руб.), еще 16 мастер-планов будет разработано для опорных пунктов Арктики, сообщил Алексей Чекунков.
Для финансирования строек будут привлекаться средства ВЭБ.ДВ (ранее — Фонд развития Дальнего Востока), социнфраструктура же строится в первую очередь за счет единой президентской субсидии (ее объем составляет 224,9 млрд руб. на 2018–2026 годы), а также в рамках дальневосточной концессии (всего строится 29 проектов на 96 млрд руб.). Еще 30 млрд руб. на 2024–2026 годы выделено на обновление инфраструктуры ЗАТО в Арктике.
В сфере перевозок растет оборот по Северному морскому пути. В прошлом году он составил 36,2 млн тонн, в этом должен вырасти до 40–42 млн тонн. В авиаперевозках субсидируется уже треть всех перелетов (размер субсидирования составил 25 млрд руб.), однако, по словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, это не покрывает часть местных маршрутов: слетать в Москву с Камчатки дешевле, чем во Владивосток или Хабаровск.