Осторожно, ветка закрывается

Поезда на БКЛ теперь будут ходить только по кругу

С 22 июня поезда по Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро будут ходить только по кольцу: ответвление от «Хорошевской» до «Делового центра» закрывается. Это необходимо для строительства новой Рублево-Архангельской линии, в состав которой впоследствии включат часть закрываемого участка. Работы завершат через полтора-два года, пока же власти предлагают пассажирам пользоваться Московским центральным кольцом (МЦК), МЦД и автобусами. Пострадают от ограничений прежде всего офисные работники «Москва-Сити». В столичной мэрии проблем в связи с ограничениями не видят.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Закрываемый участок — его называют «аппендикс», линия 11А — БКЛ включает станции «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». Его работа прекращена в связи со строительством Рублево-Архангельской линии (РАЛ) метрополитена — она будет начинаться как раз от станции «Деловой центр». Работы завершатся в 2026–2027 годах, обещают чиновники, после чего отрезок от «Делового центра» до «Шелепихи» откроется в составе новой линии. На участке «Шелепиха»—«Хорошевская» пассажирского движения больше никогда не будет.

Сохранить движение на время строительства невозможно по ряду причин, рассказали “Ъ” в Московском метрополитене и департаменте строительства. Во-первых, интеграция участка в РАЛ требует соединения новых тоннелей с действующими, а для этого необходимо проводить строительные работы с заменой инженерных систем. Можно было бы запустить временное движение на участке «Деловой центр»—«Шелепиха» (такие призывы звучат в соцсетях), но на последней станции нет оборотного тупика для поездов, кроме того, она может быть задействована на время строительства строителями для доступа к месту работ.

Судя по соцсетям, многих пользователей расстраивает потеря возможности добираться по ставшему привычным маршруту.

Так, от «Петровского парка» до «Делового центра» можно было доехать за десять минут, от «Марьиной Рощи» до «Шелепихи» — за 13 минут. Другие пассажиры едут с «Народного ополчения» до «Хорошевской», переходят на другую платформу и выходят на «Деловом центре», тратя на это около 15 минут. Большая часть пользователей пересядет на МЦК, уверены в метрополитене, его инфраструктура обладает «огромным запасом пропускной способности». Остальные воспользуются диаметрами, пересядут на наземный или личный транспорт. В районе «Шелепихи» на действующих маршрутах будут ходить дополнительные автобусы.

Другие москвичи, напротив, закрытие участка приветствуют. Пассажирам БКЛ, которым «аппендикс» не нужен был, раньше приходилось пропускать следовавшие в сторону «Делового центра» поезда и ждать по несколько минут. Поездов на БКЛ станет больше (с 27 до 30 пар), рассказали в метро, а интервал движения сократится до двух минут в час пик (поезд придется ждать на 10–15 секунд меньше): «Движение станет более стабильным, вырастет количество дополнительных пассажирских мест».

В 80–90-е метро строилось чаще всего без закрытия движения, вспоминает глава «Союза пассажиров», член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.

«Например, станция "Горьковская" (ныне "Тверская") строилась без закрытия движения,— говорит он.— Для чего нужно на 1,5–2 года закрывать участок, непонятно. Видимо, для удобства строителей». Суточный пассажиропоток закрываемого участка составляет в среднем более 100 тыс. человек, станцией «Шелепиха» пользуются около 20 тыс. человек в день, рассказали “Ъ” в метро. Это немного, говорит Кирилл Янков, но главная проблема — способность вывезти офисных работников в часы пик из «Москва-Сити». По словам эксперта, МЦК и линия 4а (ответвление от «Филевской») уже перегружены, «Солнцевская» 8а не всем удобна. Остается только МЦД-4, он относительно свободен, говорит господин Янков.

После завершения строительства РАЛ дефицита пропускной способности не будет, считает эксперт, но добраться до «Москва-Сити» без пересадок со стороны ЦСКА, Савеловского вокзала, «Рижской» уже нельзя будет никогда.

Закрываемый навсегда тоннель между «Шелепихой» и «Хорошевской» будет использоваться для перегонки состава, пояснили “Ъ” в метро: «Обычно соединительные ветви используются диагностическими поездами, которые проверяют состояние пути и тоннелей, а также для доставки мотовозами материалов и инструментов при ночных работах». Линия 11А, напомним, открылась в феврале 2018 года как первая часть БКЛ. Тогда дептранс пояснял, что ветка разгрузит метрополитен и перераспределит транспортные потоки. Помимо Рублево-Архангельской линии столичные власти также строят Троицкую и Бирюлевскую. На развитие новых линий и станций в АИП Москвы на 2024–2026 годы заложено более 726 млрд руб.

Иван Буранов

Вся лента